Тарифы        05.05.2019   

Powershell: как работать с программой, создавать, запускать и изменять скрипты. Ловим попутный ветер или как запустить скрипт PHP

Запустить скрипт на локальном (например, на домашнем) компьютере – весьма просто. А вот как это сделать на удаленном компьютере, т.е. на сервере?

Запуск программы, написанной на языке С, на сервере, можно выполнить либо из консоли (по протоколу SSH), либо путем вызова выполнения системной команды (например, из PHP).

Понятно, что в автоматическом режиме его можно запустить, используя автоматический планировщик Cron. А вот как быть, если требуется запустить вручную (например, для окончательной отладки программы)? Об этом пойдет речь в нашей статье. Статья написана, скорее, для новичков.

Что такое серверный скрипт, для чего он бывает необходим при работе сайта, объяснять не буду. В самом деле, любой мало-мальски функциональный сайт нуждается в автоматизированном выполнении тех или иных операций.

Подавляющее большинство серверных (т.е. таких, которые выполняются на стороне сервера) скриптов пишут, например, на PHP, на Perl (ну, и плюс та или иная СУБД, если, конечно, в ней есть необходимость). РНР используется, если скрипты выполняют относительно небольшой объем работы, т.е. их целесообразно использовать там, где производительность (быстродействие) не является критичным. По сути, имея синтаксис и особенности, во многом сходные с языком С (Си), PHP во многом напоминает не что иное, как VBA от Microsoft. Практически та же самая идеология и, соответственно, примерно аналогичное быстродействие. На наш взгляд, PHP может применяться в основном для создания вспомогательных, не слишком часто запускаемых скриптов, которые, в идеале, запускаются не при первой загрузке страницы сайта. Например, для организации интерфейса, передачи данных с открытой страницы на сервер, ну, или т.п.

Скрипты на Perl обладают более высоким быстродействием, но, в отличие от РНР, Perl заметно сложнее, его код менее читаем. Правда, и возможностей у него побольше, чем у PHP. Однако, если требуется быстрая загрузка сайта (а кто сомневается в актуальности этого), быстрое выполнение скриптов (например, производящие сложные математические вычисления, применяемые, в том числе, в онлайновых играх), то целесообразнее написать их на более производительном языке, например, на С (или С++), но не спутайте его с С#, который и по идеологии, и по быстродействию недалеко ушел от VBA. Да, на С++ (чистый С еще быстрее), а то и на Ассемблере.

Кому-то может показаться, что написание серверных скриптов на С является анахронизмом. Однако, это не так. На самом деле, язык С дает примерно те же возможности, да и синтаксис, в целом, схож с РНР. Правда, серверные скрипты, написанные на С, являются, конечно, более объемными по сравнению с теми, что выполнены на РНР. Потом, в С можно столкнуться с довольно серьезной проблемой, связанной с кириллической кодировкой. В PHP она решается, можно сказать, автоматически, а в С – придется все программировать вручную. Но, повторимся, выигрыш в быстродействии – .

Как запустить на сервере программу, написанную на С (Си)?

На локальном компьютере эта задача особых проблем, вроде бы, не вызывает. В Windows это делается путем нажатия кнопки Пуск , затем Выполнить (или Пуск – Программы – Выполнить ), и в появившемся окне ввести имя программы. В ряде случаев может понадобиться ввод пути.

В LINUX же немного по-другому. Например, для запуска программы, имеющей имя program, надо будет открыть консоль (или терминал, как его называют) и написать в командной строке:

Опять же, если запускается программа, находящаяся не в том каталоге, который открыт в терминале (консоли), необходимо либо ввести путь к программе, либо в терминале перейти в тот каталог, где она находится.

Надеемся, Вы в курсе об одном из основных отличиях систем Windows и LINUX? Windows, начиная с версии XP, дает пользователю графический интерфейс, а консоль там является, на самом деле, лишь настройкой над ним (т.е. запускается соответствующая виртуальная машина, эмулируюшая консоль). Тогда как в LINUX система, наоборот, загружается изначально в консольном режиме, а уже над ней может быть загружена графическая оболочка.

Итак, на локальном компьютере все просто. А вот как это сделать на сервере?

Для этого, естественно, вначале следует скопировать Вашу программу (исполняемый файл) в соответствующий каталог, из которого Вы хотите ее запустить. Понятно, что перед этим программа должна быть соответствующим образом скомпилирована и протестирована на локальном компьютере на предмет наличия ошибок, ибо исправлять ошибки у программы, загруженной на сервер, определенно сложнее.

Однако, просто так запустить программу на сервере не получится. Скажем, нажатие клавишей Enter или двойной щелчок мыши, скорее всего, вызовет попытку открыть ее код.

Чтобы запустить программу на сервере вручную, необходим или соответствующий клиент, который позволит это сделать или, что проще, консольный доступ на сервер.

Вы, наверное, слышали про доступ на серверы на основе таких протоколов прикладного уровня, как http , https , ftp ? Как правило, клиенты, работающие на этих протоколах, не позволяют производить запуск программ вручную. Поэтому для реализации консольного доступа необходимо использование, например, протокола Telnet или, гораздо более безопасного и современного протокола – SSH версии 2. Это – также протоколы прикладного уровня.

Далее все зависит от того, в какой операционной системе работает сервер (хостинг), на котором Вы планируете запускать программу. Как правило, на серверах работает LINUX, например, Debian. Windows гораздо менее популярен. Понятно, что Ваша программа, которую Вы скопировали на сервер и хотите запустить, должна корректно запускаться в операционной системе сервера. Т.е. если, скажем, там установлен LINUX, то и программа должна быть написана и скомпилирована в Линуксе.

Затем, имеет большое значение, в какой операционной системе работает Ваш (домашний) компьютер.

Если он работает в Windows, в этом случае можно воспользоваться утилитой telnet от Microsoft. Она, к сожалению, не соответствует современным требованиям безопасности (в частности, аутенификационные данные – пароль – передаются в открытом виде). Поэтому целесообразно использовать соответствующий клиент для того, чтобы :

Возможно использование SSH-клиента PuTTy. Перейдя по указанной ссылке, Вы можете ознакомиться с подробным описанием технологии консольного подключения, т.е. по протоколу SSH. Клиент необходим для того, чтобы, в частности, эмулировать LUNUX на Вашем компьютере.

Если же Ваш компьютер работает в LINUX, то задача упрощается: необходимо лишь открыть терминал и ввести команду

Ssh [email protected]

U123456789 - логин учётной записи хостинга
123.123.123.123 - IP-адрес сервера

Далее, если параметры введены правильно, система запросит пароль и, после корректного его ввода и проверки системой Вы попадете в консоль НА СЕРВЕР. И, в общем-то, можете делать там все, что потребуется. Ну, в рамках Ваших прав доступа, конечно.

Заметим, что примерно такая же методология может быть использована, скажем, чтобы в режиме удаленного доступа попасть не только на сервер, но и на (частный) компьютер какого-нибудь пользователя - такого же, как Вы. Правда, для этого необходимо знать пароль (который некоторые установить забывают). Но, даже если и неизвестен пароль, возможен доступ в так называемые общие (share) папки. Поэтому некоторые пользователи компьютеров, если они используются для выхода в интернет, иногда вообще отключают эти общие папки или, что проще, останавливают службу server , которая по умолчанию, после установки Windows, является работающей.

Например, чтобы попасть в коренной каталог (на примере нашего сайта), нужно будет набрать команду

Cd ~/www/сайт/

Вам нужно будет указать, соответственно, адрес своего сайта.

Cd пробел имя каталога

Можно перейти в нужный каталог, т.е. в тот, в котором находится программа. А дальше действуем так, как будто находимся на локальном компьютере, т.е. вводим

./program

Если ошибок в Вашей программе нет, то она запустится и начнет выполняться.

При этом хочется обратить Ваше внимание на некоторые, для новичков неочевидные, вещи. Иногда требуется запустить программу в фоновом режиме, т.е. чтобы ее выполнение не мешало другим программам, в том числе и самой оболочке (например, bash). Когда это актуально?

Например, Вы написали программу, которая ждет некоторого события, скажем – поступления сообщения от другой программы. При этом, она, будучи в режиме ожидания, не даст возможности использовать командную строку.

Поэтому программу подобного рода целесообразнее запустить (при ручном запуске) в фоновом режиме, что делается путем добавления символа &:

./program &

Однако, это может повлечь за собой новую проблему. Дело в том, что, работая в фоновом режиме, программа никак себя не проявит (до тех пор, пока не произойдет событие, которого она ожидает). Поэтому, естественно, продолжит выполняться (точнее, ожидать событие) и после того, как Вы прекратите сеанс взаимодействия (связи) с сервером.

Вот с домашним компьютером – все проще: выключили его или начали перезагружать – и все, оперативная память чистая, все программы, даже зависшие и те, что работали в фоновом режиме, прекращают выполняться. А ведь здесь мы имеем дело – с СЕРВЕРОМ. Который выключается весьма редко (а если это будет часто, люди не станут размещать там свои сайты). Поэтому… Ваша программа, не будучи выгруженной, так и будет оставаться в оперативной памяти сервера. Во-первых, создавая ему бесполезную нагрузку.


Поэтому после того, как Вы решите закончить работу с ней, все же необходимо убедиться, выгружена ли она из памяти, не работает ли в фоновом режиме.

Для сервера, работающего в LINUX, для этой цели может быть использована команда

Она выведет перечень всех процессов, запущенных Вами в системе (с учетом самой оболочки bash и служба аутенификации, конечно же). И, что немаловажно, укажет индентификаторы каждой из запущенных программ (столбец с заголовком PID).

Кстати, вот список основных команд, которые здесь могут пригодиться:

  1. ps - выводить список запущенных процессов
  2. jobs - альтернативный путь для просмотра процессов запущенных Вами
  3. ls – просмотр текущего каталога
  4. bg - ставит выполнение процесса в фоновый режим
  5. fg - выводит выполнение процесса из фонового режима
  6. kill - отправляет сигнал на один или несколько процессов (в основном, чтобы "убить" их)

Вот, к примеру, результат, который выводит команда ps :

PID TTY TIME CMD
7318 pts/2 00:00:00 bash
20543 pts/2 00:00:00 ps
28314 pts/2 00:00:00 bash
28315 pts/2 00:00:00 logger

Кстати, команда kill имеет опции, выражаемые целым числом. Среди них имеют значение 1, 2, 15, 9. Последняя – вызывает принудительное, наиболее сильное (или грубое) завершение программы, причем игнорировать его она не сможет. Так, если Вы наберете

Kill -9 28314

то должна выгрузиться оболочка bash (правда, скорее всего, она будет тут же автоматически загружена вновь, но уже с другим идентификатором).

Загрузим имеющуюся на сервере программу, написанную нами на С. Например, это будет program. Так как она предназначена для прослушивания определенного логического порта (под номером, к примеру, 5425, с использованием технологии сокетов), то, пока на этот порт не придет сообщение, она ничего выполнять не будет, просто находясь в состоянии ошижидания. Поэтому загрузим ее в фоновом режиме, чтобы она не мешала работать с оболочкой дальше. При этом:

Bash-4.1$ ./program & 21015

Видим, что программе присвоен идентификатор со значением 21015.

Набираем ps, и вот что видим:

PID TTY TIME CMD
10292 pts/2 00:00:00 bash
10293 pts/2 00:00:00 logger
21015 pts/2 00:00:00 program
21016 pts/2 00:00:00 bash
21017 pts/2 00:00:00 logger
21022 pts/2 00:00:00 ps
28478 pts/2 00:00:00 bash

Так и есть, в третьей строчке находится наша программа с тем самым идентификатором.

Попытаемся (для эксперимента) вновь запустить ту же самую программу, путем набора

./program

Система тут же сообщит:

Bind: Address already in use

Примечание 1 . В программе, по сути, представляющей собой мини-сервер, использована функция bind , привязывающая прослушивающий сокет к номеру порта, равному 5425. Кстати, выбор номера порта достаточно произволен, главное, чтобы он не был ниже 1024 (для самостоятельно разработанных программ), ибо область значений, меньших 1024 отведена под стандартные порты.

Примечание 2 . Не спутайте данную программу (написанную нами), представляющую собой мини-сервер, с программой-сервером хостинга. Наша программа работает под управлением сервера, который, в свою очередь, управляет хостингом. Надеемся, Вы в курсе, что понятие "сервер" включает в себя два смысла (значения): во-первых, это программа, которая управляет работой хостинга, позволяет пользователям открывать страницы сайтов, расположенных на нем. Во-вторых, сервер - это компьютер, на котором расположена и работает программа-сервер. Для сервера наша программа (program ) представляет собой лишь одну из программ, которая может быть запущена пользователем (нами, к примеру), не более того.

Примечание 3 . Программа названа мини-сервером, так как, после ее запуска, она открывает для прослушивания определенный порт и может взаимодействовать с любым соответствующим клиентом, посылающим запрос на хостинг на этот порт.

Так как порт под номером 5425 занят, то, соответственно, команда bind во второй раз сработать не может, вызывая указанную ошибку.

Так вот, кстати, если теперь прекратить сеанс работы, то program останется загруженной в оперативную память сервера. А если еще ее спроектировать так, чтобы она каждый раз генерировала все новые и новые значения портов – то в итоге можно запустить сколько угодно копий указанной программы… и потом получить замечание от хостера. Что нам, конечно, совсем ни к чему.

Поэтому – выгрузим программу из оперативной памяти:

Kill 21015

Система даст сообщение:

Killed ./program

Проверка при помощи команды ps показывает, что все, процесса с названием программ больше нет:

PID TTY TIME CMD
2382 pts/2 00:00:00 bash
2383 pts/2 00:00:00 logger
5848 pts/2 00:00:00 ps
28478 pts/2 00:00:00 bash

Но, может статься, что порт (под номером 5425) все же не освободится. Вообще, при передаче данных на основе сокетов (используется протокол TCP) система резервирует порт даже в случае, если программа прекратила выполняться. Это делается для того, чтобы при неожиданных обрывах связи (что может создавать - для компьютера, который посылает сообщения нашей программе - видимость прекращения ее выполнения) сохранить на некоторое время работоспособным используемый порт – в расчете, если связь восстановится и/или программа опять заработает. Т.е. таким образом, предусмотрена как бы подстраховка от некорректного завершения работы программы.

Кроме того, порт, скорее всего, не освободится в том случае, если работа программы будет завершена некорректно.

Это означает, что вновь, до момента освобождения порта, программа может не заработать – порт-то занят.

Поэтому после окончания работы с нею желательно проверить, каким сервисом открыты соединения на данному порту, при помощи следующей команды:

Netstat -tnlp | grep 5425

Вот что сообщит система:

Tcp 0 0 0.0.0.0:5425 0.0.0.0:* LISTEN 21015/./program

Так вот, в данном случае указанный порт действительно занят нашей программой, повторимся, даже несмотря на то, что она, вроде бы, выгружена из памяти.

Для очистки порта (т.е. для удаления его из системы) можно набрать

Kill -9 21015

Произойдет «жесткое» удаление программы из оперативной памяти, в том числе и всех созданных ею объектов, т.е. логических портов.

Вот теперь, как закончили работу, можно закрыть сеанс соединения. Для этого набираем команду

Сеанс должен закрыться:

Logout Connection to closed.

Таким образом, как видите, ручной запуск скрипта на удаленном сервере не представляет особого труда.

В простейшем случае, шелл скрипт (shell script) -- это ни что иное, как простая последовательность команд системы, записанная в простой текстовый файл. Создание скриптов поможет сохранить ваше время и силы, которые тратятся на ввод последовательности команд всякий раз, когда необходимо их выполнить. Например:

Шелл скрипт для очистки лог-файлов в /var/log

  1. # cleanup
  2. cd / var/ log
  3. cat / dev/ null > messages
  4. cat / dev/ null > wtmp
  5. echo "Лог-файлы очищены."

Как видите здесь нет ничего особо сложного, всего лишь последовательность системных команд, которую можно с легкостью набрать и в командной строке системной оболочки или в терминале. Преимущество написания скриптов в том, что вам не придется набирать необходимую последовательность команд вручную, достаточно просто запустить скрипт. Кроме того, любой скрипт можно изменить и использовать для других целей.

Sha-bang

Sha-bang - это двухбайтовая последовательность #! , после которой указывается, какой интерпретатор необходимо использовать для запуска скрипта, интерпретации и выполнения команд. В качестве интерпретатора может выступать как одна из системных оболочек (см. файл /etc/shells ) например bash или csh так и любой другой интерпретатор команд или просто утилита. Вот несколько примеров маркера sha-bang :

#!/bin/sh #!/bin/bash #!/usr/bin/perl #!/usr/bin/tcl #!/bin/sed -f #!/usr/awk -f

Каждая, из приведенных выше сигнатур, вызывает определенный интерпретатор, будь то /bin/sh -- командный интерпретатор по-умолчанию (bash для Linux-систем), либо иной. При переносе сценариев с сигнатурой #!/bin/sh на другие , где в качестве командного интерпретатора установлена другая системная оболочка, вы можете лишиться некоторых функциональных возможностей, присущих bash . Поэтому такие сценарии должны быть POSIX совместимыми.

P ortable O perating S ystem I nterface, попытка стандартизации UNIX -подобных операционных систем.

Если кроме первой строки, встречаются другие аналогичные строки, они будут восприняты как обычный комментарий.

  1. #!/bin/bash
  2. echo "Первая часть сценария."
  3. a =1
  4. #!/bin/bash
  5. # Это *НЕ* означает запуск нового сценария.
  6. echo "Вторая часть сценария."
  7. echo $a # Значение переменной $a осталось равно 1.

Обратите внимание на то, что сигнатура должна указывать правильный путь к интерпретатору, в противном случае вы получите сообщение об ошибке -- как правило это "Command not found".

Сигнатуру #! можно не указывать, если вы не используете команд специфичных для какого-то конкретного интерпретатора. Например как в расширенной версии скрипте, представленной ниже. Здесь используется специфическая конструкция присвоения значения переменной lines=50 .

Еще раз замечу, что сигнатура #!/bin/sh вызывает командный интерпретатор по-умолчанию -- /bin/bash в Linux-системах.

Расширенная версия предыдущего шелл скрипта

  1. #!/bin/bash
  2. # cleanup, version 2
  3. # Для работы сценария требуются права root.
  4. LOG_DIR =/ var/ log
  5. ROOT_UID =0 # Только пользователь с $UID 0 имеет привилегии root.
  6. LINES =50 # Количество сохраняемых строк по-умолчанию.
  7. E_XCD =66 # Невозможно сменить каталог?
  8. E_NOTROOT =67 # Признак отсутствия root-привилегий.
  9. if [ "$UID " -ne "$ROOT_UID " ]
  10. then
  11. echo "Для работы сценария требуются права root."
  12. exit $E_NOTROOT
  13. if [ -n "$1" ]
  14. # Проверка наличия аргумента командной строки.
  15. then
  16. lines =$1
  17. else
  18. lines =$LINES # Значение по-умолчанию, если число не задано в командной строке
  19. # Stephane Chazelas предложил следующее,
  20. #+ для проверки корректности аргумента, переданного из командной строки,
  21. #+ правда это достаточно сложно для данного руководства.
  22. # E_WRONGARGS=65 # Не числовой аргумент
  23. # case "$1" in
  24. # "") lines=50;;
  25. # *[!0-9]*) echo "Usage: `basename $0` file-to-cleanup"; exit $E_WRONGARGS;;
  26. # *) lines=$1;;
  27. # esac
  28. #* Конец проверки корректности аргумента
  29. cd $LOG_DIR
  30. if [ ` pwd ` ! = "$LOG_DIR " ] # или if [ "$PWD" != "$LOG_DIR" ]
  31. # Не в /var/log?
  32. then
  33. echo "Невозможно перейти в каталог $LOG_DIR ."
  34. exit $E_XCD
  35. fi # Проверка каталога перед очисткой лог-файлов.
  36. # более эффективный вариант:
  37. # cd /var/log || {
  38. # echo "Невозможно перейти в требуемый каталог." >&2
  39. # exit $E_XCD;
  40. tail -$lines messages > mesg.temp # Сохранить последние строки в лог-файле.
  41. mv mesg.temp messages
  42. # cat /dev/null > messages
  43. #* Необходимость этой команды отпала, поскольку очистка выполняется выше.
  44. cat / dev/ null > wtmp # команды ": > wtmp" и "> wtmp" имеют тот же эффект.
  45. echo "Лог-файлы очищены."
  46. exit 0
  47. # Возвращаемое значение 0
  48. #+ указывает на успешное завершение работы сценария.

Если вам не нужно целиком вычищать системные логи, обратите внимание на приведенный выше скрипт. Здесь сохраняются последние несколько строк (по-умолчанию -- 50).

Запуск скриптов

Запустить скрипт системной оболочки можно командой sh scriptname или bash scriptname . Более удобный вариант -- сделать файл скрипта исполняемым, командой chmod .

Chmod 555 scriptname # установить права на чтение/исполнение любому пользователю в системе.

Chmod +rx scriptname # установить права на чтение/исполнение любому пользователю в системе chmod u+rx scriptname # установить права на чтение/исполнение только владельцу скрипта

После того, как вы сделаете файл сценария исполняемым, вы можете запустить его примерно такой командой ./scriptname . При этом, если текст скрипта начинается с корректной сигнатуры sha-bang , для выполнения данного скрипта будет вызван соответствующий интерпретатор.

И наконец, завершив отладку сценария, вы можете поместить его в каталог /usr/local/bin (естественно, что для этого вы должны обладать правами root), чтобы сделать его доступным для себя и других пользователей системы. После этого сценарий можно вызвать, просто напечатав название файла в командной строке и нажав ENTER .

От автора: Если вы когда-нибудь запускали воздушного змея, то знаете, что это не так просто, хотя со стороны кажется наоборот. На самом деле нужно приловчиться, чтобы вовремя веревку натянуть или поймать воздушную «волну». Сегодня я расскажу, как запустить скрипт PHP и какие «веревочки» дергать, чтобы он не просто работал, а «летал»!

Особенности запуска

Как уже не раз упоминалось, – это серверный язык программирования, поэтому сделать так, чтобы результат работы его кода отобразился в браузере, будет немного сложнее. Для этого файл должен располагаться непосредственно на серверном пространстве. Для работы с PHP используются два типа сервера:

Обычный (удаленный) –предоставляется хостером.

Локальный – устанавливается на клиентской машине.

На стороне хостинга, чтобы увидеть результат работы скрипта, в строку браузера вводится адрес следующего формата: ваш_сайт.ru/имя_файла.php

На локальном сервере все обстоит иначе. Перед тем, как запустим PHP скрипт в браузере, выясним эти особенности.
В зависимости от применяемого сервера набираемый адрес может отличаться. Чаще всего в «наших» краях используются различные сборки с Apache, из которых самой распространенной является Денвер.

Запуск скрипта в Denwer

В «апачевских» сборках все скрипты запускаются в localhost. Чтобы продемонстрировать это на практике, создадим какой-нибудь интересный пример. Вот его код:

< html >

< head >

< meta http - equiv = "refresh" content = "1" >

< / head >

< body >

< time style = "font-size:36px;color:rgb(102,255,102)" > < / time >

< / body >

< / html >

Разместите этот код в файле PHP и сохраните его на виртуальном диске, который создается после запуска локального сервера. У меня это файл test2.php.

Вверху на снимке обозначен путь, где нужно размещать созданный файл. У вас этот путь может немного отличаться, если при инсталляции Денвера задали другое имя виртуального диска.

Теперь разберемся, как запустить PHP скрипт на компьютере. Для этого в браузере следует указать адрес в формате: localhost/имя_файла.php

Начинаем мучиться

Может, слишком и унылое название для раздела, но я немного намучился, пока получилось открыть файл через командную строку. При попытке запуска система ПК выдавала вот такого рода ошибки:

Это странно, поскольку упоминаемые библиотеки у меня присутствовали в папке ext. Оказывается, что все дело в неправильно прописанных путях в конфигурационном файле php.ini.

В нем нужно найти раздел «Paths and Directories» и исправить путь, указанный в параметре extension_dir. Измените правые слэши на левосторонние и добавьте в начале адреса букву виртуального диска.

Если запустить PHP скрипт из CMD консоли опять не получается, тогда следует просмотреть все пути, упоминаемые в сообщении ошибки, и исправить их.

Если все хорошо

В командной строке системе нужно указать путь, где находится «экзешник» интерпретатора языка PHP. В Денвере он находится по этому пути: Z:\usr\local\php5

Здесь же расположен и глобальный файл конфигурации.

Запускаем командную строку Винды. Затем указываем системе путь к исполняемому файлу PHP. После чего задаем путь к нужному скрипту: Z:\usr\local\php5\php.exe Z:\home\localhost\www\test2.php

Но в итоге вы получите не совсем ожидаемый результат:

И все потому, что командная строка «не понимает» теги . Перед тем, как запустить PHP скрипт из командной строки, немного модифицируем код, чтобы он возвращал нам только текущее время без эффекта «часов».

В прошлый раз мы говорили о работе с потоками ввода, вывода и ошибок в bash-скриптах, о дескрипторах файлов и о перенаправлении потоков. Сейчас вы знаете уже достаточно много для того, чтобы писать что-то своё. На данном этапе освоения bash у вас вполне могут возникнуть вопросы о том, как управлять работающими скриптами, как автоматизировать их запуск.

До сих пор мы вводили имена скриптов в командную строку и нажимали Enter, что приводило к немедленному запуску программ, но это - не единственный способ вызова сценариев. Сегодня мы поговорим о том как скрипт может работать с сигналами Linux, о различных подходах к запуску скриптов и к управлению ими во время работы.

Сигналы Linux

В Linux существует более трёх десятков сигналов, которые генерирует система или приложения. Вот список наиболее часто используемых, которые наверняка пригодятся при разработке сценариев командной строки.
Код сигнала
Название
Описание
1
SIGHUP
Закрытие терминала
2
SIGINT
Сигнал остановки процесса пользователем с терминала (CTRL + C)
3
SIGQUIT
Сигнал остановки процесса пользователем с терминала (CTRL + \) с дампом памяти
9
SIGKILL
Безусловное завершение процесса
15
SIGTERM
Сигнал запроса завершения процесса
17
SIGSTOP
Принудительная приостановка выполнения процесса, но не завершение его работы
18
SIGTSTP
Приостановка процесса с терминала (CTRL + Z), но не завершение работы
19
SIGCONT
Продолжение выполнения ранее остановленного процесса

Если оболочка bash получает сигнал SIGHUP когда вы закрываете терминал, она завершает работу. Перед выходом она отправляет сигнал SIGHUP всем запущенным в ней процессам, включая выполняющиеся скрипты.

Сигнал SIGINT приводит к временной остановке работы. Ядро Linux перестаёт выделять оболочке процессорное время. Когда это происходит, оболочка уведомляет процессы, отправляя им сигнал SIGINT .

Bash-скрипты не контролируют эти сигналы, но они могут распознавать их и выполнять некие команды для подготовки скрипта к последствиям, вызываемым сигналами.

Отправка сигналов скриптам

Оболочка bash позволяет вам отправлять скриптам сигналы, пользуясь комбинациями клавиш на клавиатуре. Это оказывается очень кстати если нужно временно остановить выполняющийся скрипт или завершить его работу.

Завершение работы процесса

Комбинация клавиш CTRL + C генерирует сигнал SIGINT и отправляет его всем процессам, выполняющимся в оболочке, что приводит к завершению их работы.

Выполним в оболочке такую команду:

$ sleep 100
После этого завершим её работу комбинацией клавиш CTRL + C .


Завершение работы процесса с клавиатуры

Временная остановка процесса

Комбинация клавиш CTRL + Z позволяет сгенерировать сигнал SIGTSTP , который приостанавливает работу процесса, но не завершает его выполнение. Такой процесс остаётся в памяти, его работу можно возобновить. Выполним в оболочке команду:

$ sleep 100
И временно остановим её комбинацией клавиш CTRL + Z .


Приостановка процесса

Число в квадратных скобках - это номер задания, который оболочка назначает процессу. Оболочка рассматривает процессы, выполняющиеся в ней, как задания с уникальными номерами. Первому процессу назначается номер 1, второму - 2, и так далее.

Если вы приостановите задание, привязанное к оболочке, и попытаетесь выйти из неё, bash выдаст предупреждение.

Просмотреть приостановленные задания можно такой командой:

Ps –l


Список заданий

В колонке S , выводящей состояние процесса, для приостановленных процессов выводится T . Это указывает на то, что команда либо приостановлена, либо находится в состоянии трассировки.

Если нужно завершить работу приостановленного процесса, можно воспользоваться командой kill . Подробности о ней можно почитать .

Выглядит её вызов так:

Kill processID

Перехват сигналов

Для того, чтобы включить в скрипте отслеживание сигналов Linux, используется команда trap . Если скрипт получает сигнал, указанный при вызове этой команды, он обрабатывает его самостоятельно, при этом оболочка такой сигнал обрабатывать не будет.

Команда trap позволяет скрипту реагировать на сигналы, в противном случае их обработка выполняется оболочкой без его участия.

Рассмотрим пример, в котором показано, как при вызове команды trap задаётся код, который надо выполнить, и список сигналов, разделённых пробелами, которые мы хотим перехватить. В данном случае это всего один сигнал:

#!/bin/bash trap "echo " Trapped Ctrl-C"" SIGINT echo This is a test script count=1 while [ $count -le 10 ] do echo "Loop #$count" sleep 1 count=$(($count + 1)) done
Команда trap , использованная в этом примере, выводит текстовое сообщение всякий раз, когда она обнаруживает сигнал SIGINT , который можно сгенерировать, нажав Ctrl + C на клавиатуре.


Перехват сигналов

Каждый раз, когда вы нажимаете клавиши CTRL + C , скрипт выполняет команду echo , указанную при вызове trace вместо того, чтобы позволить оболочке завершит его работу.

Перехватить сигнал выхода из скрипта можно, использовав при вызове команды trap имя сигнала EXIT:

#!/bin/bash trap "echo Goodbye..." EXIT count=1 while [ $count -le 5 ] do echo "Loop #$count" sleep 1 count=$(($count + 1)) done


Перехват сигнала выхода из скрипта

При выходе из скрипта, будь то нормальное завершение его работы или завершение, вызванное сигналом SIGINT , сработает перехват и оболочка исполнит команду echo .

Модификация перехваченных сигналов и отмена перехвата

Для модификации перехваченных скриптом сигналов можно выполнить команду trap с новыми параметрами:

#!/bin/bash trap "echo "Ctrl-C is trapped."" SIGINT count=1 while [ $count -le 5 ] do echo "Loop #$count" sleep 1 count=$(($count + 1)) done trap "echo " I modified the trap!"" SIGINT count=1 while [ $count -le 5 ] do echo "Second Loop #$count" sleep 1 count=$(($count + 1)) done


Модификация перехвата сигналов

После модификации сигналы будут обрабатываться по-новому.

Перехват сигналов можно и отменить, для этого достаточно выполнить команду trap , передав ей двойное тире и имя сигнала:

#!/bin/bash trap "echo "Ctrl-C is trapped."" SIGINT count=1 while [ $count -le 5 ] do echo "Loop #$count" sleep 1 count=$(($count + 1)) done trap -- SIGINT echo "I just removed the trap" count=1 while [ $count -le 5 ] do echo "Second Loop #$count" sleep 1 count=$(($count + 1)) done
Если скрипт получит сигнал до отмены перехвата, он обработает его так, как задано в действующей команде trap . Запустим скрипт:

$ ./myscript
И нажмём CTRL + C на клавиатуре.


Сигнал, перехваченный до отмены перехвата

Первое нажатие CTRL + C пришлось на момент исполнения скрипта, когда перехват сигнала был в силе, поэтому скрипт исполнил назначенную сигналу команду echo . После того, как исполнение дошло до команды отмены перехвата, команда CTRL + C сработала обычным образом, завершив работу скрипта.

Выполнение сценариев командной строки в фоновом режиме

Иногда bash-скриптам требуется немало времени для выполнения некоей задачи. При этом вам может понадобиться возможность нормально работать в командной строке, не дожидаясь завершения скрипта. Реализовать это не так уж и сложно.

Если вы видели список процессов, выводимый командой ps , вы могли заметить процессы, которые выполняются в фоне и не привязаны к терминалу.
Напишем такой скрипт:

#!/bin/bash count=1 while [ $count -le 10 ] do sleep 1 count=$(($count + 1)) done
Запустим его, указав после имени символ амперсанда (&):

$ ./myscipt &
Это приведёт к тому, что он будет запущен как фоновый процесс.


Запуск скрипта в фоновом режиме

Скрипт будет запущен в фоновом процессе, в терминал выведется его идентификатор, а когда его выполнение завершится, вы увидите сообщение об этом.

Обратите внимание на то, что хотя скрипт выполняется в фоне, он продолжает использовать терминал для вывода сообщений в STDOUT и STDERR , то есть, выводимый им текст или сообщения об ошибках можно будет увидеть в терминале.


Список процессов

При таком подходе, если выйти из терминала, скрипт, выполняющийся в фоне, так же завершит работу.

Что если нужно, чтобы скрипт продолжал работать и после закрытия терминала?

Выполнение скриптов, не завершающих работу при закрытии терминала

Скрипты можно выполнять в фоновых процессах даже после выхода из терминальной сессии. Для этого можно воспользоваться командой nohup . Эта команда позволяет запустить программу, блокируя сигналы SIGHUP , отправляемые процессу. В результате процесс будет исполняться даже при выходе из терминала, в котором он был запущен.

Применим эту методику при запуске нашего скрипта:

Nohup ./myscript &
Вот что будет выведено в терминал.


Команда nohup

Команда nohup отвязывает процесс от терминала. Это означает, что процесс потеряет ссылки на STDOUT и STDERR . Для того, чтобы не потерять данные, выводимые скриптом, nohup автоматически перенаправляет сообщения, поступающие в STDOUT и в STDERR , в файл nohup.out .

Обратите внимание на то, что при запуске нескольких скриптов из одной и той же директории то, что они выводят, попадёт в один файл nohup.out .

Просмотр заданий

Команда jobs позволяет просматривать текущие задания, которые выполняются в оболочке. Напишем такой скрипт:

#!/bin/bash count=1 while [ $count -le 10 ] do echo "Loop #$count" sleep 10 count=$(($count + 1)) done
Запустим его:

$ ./myscript
И временно остановим комбинацией клавиш CTRL + Z .


Запуск и приостановка скрипта

Запустим тот же скрипт в фоновом режиме, при этом перенаправим вывод скрипта в файл так, чтобы он ничего не выводил на экране:

$ ./myscript > outfile &
Выполнив теперь команду jobs , мы увидим сведения как о приостановленном скрипте, так и о том, который работает в фоне.


Получение сведений о скриптах

Ключ -l при вызове команды jobs указывает на то, что нам нужны сведения об ID процессов.

Перезапуск приостановленных заданий

Для того, чтобы перезапустить скрипт в фоновом режиме, можно воспользоваться командой bg .

Запустим скрипт:

$ ./myscript
Нажмём CTRL + Z , что временно остановит его выполнение. Выполним следующую команду:

$ bg


Команда bg

Теперь скрипт выполняется в фоновом режиме.

Если у вас имеется несколько приостановленных заданий, для перезапуска конкретного задания команде bg можно передать его номер.

Для перезапуска задания в обычном режиме воспользуйтесь командой fg:

Планирование запуска скриптов

Linux предоставляет пару способов запуска bash-скриптов в заданное время. Это команда at и планировщик заданий cron .

Вызов команды at выглядит так:

At [-f filename] time
Эта команда распознаёт множество форматов указания времени.

  • Стандартный, с указанием часов и минут, например - 10:15.
  • С использованием индикаторов AM/PM, до или после полудня, например - 10:15PM.
  • С использованием специальных имён, таких, как now , noon , midnight .
В дополнение к возможности указания времени запуска задания, команде at можно передать и дату, используя один из поддерживаемых ей форматов.
  • Стандартный формат указания даты, при котором дата записывается по шаблонам MMDDYY , MM/DD/YY , или DD.MM.YY .
  • Текстовое представление даты, например, Jul 4 или Dec 25 , при этом год можно указать, а можно обойтись и без него.
  • Запись вида now + 25 minutes .
  • Запись вида 10:15PM tomorrow .
  • Запись вида 10:15 + 7 days .
Не будем углубляться в эту тему, рассмотрим простой вариант использования команды:

$ at -f ./myscript now


Планирование заданий с использованием команды at

Ключ -M при вызове at используется для отправки того, что выведет скрипт, по электронной почте, если система соответствующим образом настроена. Если отправка электронного письма невозможна, этот ключ просто подавит вывод.

Для того чтобы посмотреть список заданий, ожидающих выполнения, можно воспользоваться командой atq:


Список заданий, ожидающих выполнения

Удаление заданий, ожидающих выполнения

Удалить задание, ожидающее выполнения, позволяет команда atrm . При её вызове указывают номер задания:

$ atrm 18


Удаление задания

Запуск скриптов по расписанию

Планирование однократного запуска скриптов с использованием команды at способно облегчить жизнь во многих ситуациях. Но как быть, если нужно, чтобы скрипт выполнялся в одно и то же время ежедневно, или раз в неделю, или раз в месяц?

В Linux имеется утилита crontab , позволяющая планировать запуск скриптов, которые нужно выполнять регулярно.

Crontab выполняется в фоне и, основываясь на данных в так называемых cron-таблицах, запускает задания по расписанию.

Для того, чтобы просмотреть существующую таблицу заданий cron , воспользуйтесь такой командой:

$ crontab –l
При планировании запуска скрипта по расписанию crontab принимает данные о том, когда нужно выполнить задание, в таком формате:

Минута, час, день месяца, месяц, день недели.
Например, если надо, чтобы некий скрипт с именем command выполнялся ежедневно в 10:30, этому будет соответствовать такая запись в таблице заданий:

30 10 * * * command
Здесь универсальный символ « * », использованный для полей, задающих день месяца, месяц и день недели, указывает на то, что cron должен выполнять команду каждый день каждого месяца в 10:30.

Если, например, надо, чтобы скрипт запускался в 4:30PM каждый понедельник, понадобится создать в таблице заданий такую запись:

30 16 * * 1 command
Нумерация дней недели начинается с 0, 0 означает воскресенье, 6 - субботу. Вот ещё один пример. Здесь команда будет выполняться в 12 часов дня в первый день каждого месяца.

00 12 1 * * command
Нумерация месяцев начинается с 1.
Для того чтобы добавить запись в таблицу, нужно вызвать crontab с ключом -e:

Crontab –e
Затем можно вводить команды формирования расписания:

30 10 * * * /home/likegeeks/Desktop/myscript
Благодаря этой команде скрипт будет вызываться ежедневно в 10:30. Если вы столкнётесь с ошибкой «Resource temporarily unavailable», выполните нижеприведённую команду с правами root-пользователя:

$ rm -f /var/run/crond.pid
Организовать периодический запуск скриптов с использованием cron можно ещё проще, воспользовавшись несколькими специальными директориями:

/etc/cron.hourly /etc/cron.daily /etc/cron.weekly /etc/cron.monthly
Если поместить файл скрипта в одну из них, это приведёт, соответственно, к его ежечасному, ежедневному, еженедельному или ежемесячному запуску.

Запуск скриптов при входе в систему и при запуске оболочки

Автоматизировать запуск скриптов можно, опираясь на различные события, такие, как вход пользователя в систему или запуск оболочки. можно почитать о файлах, которые обрабатываются в подобных ситуациях. Например, это следующие файлы:

$HOME/.bash_profile $HOME/.bash_login $HOME/.profile
Для того, чтобы запускать скрипт при входе в систему, поместите его вызов в файл.bash_profile .

А как насчёт запуска скриптов при открытии терминала? Организовать это поможет файл.bashrc .

Итоги

Сегодня мы разобрали вопросы, касающиеся управления жизненным циклом сценариев, поговорили о том, как запускать скрипты в фоне, как планировать их выполнение по расписанию. В следующий раз читайте о функциях в bash-скриптах и о разработке библиотек.

Уважаемые читатели! А вы пользуетесь средствами планирования запуска сценариев командной строки по расписанию? Если да - расскажите пожалуйста о них.

Часто продвинутые пользователи и даже администраторы, установив свежую операционную систему, настроя всевозможные файрволы, думают, что сейчас система надежно защищена, и можно расслабиться на спинке кресла. Но, при написании скриптов для этих свежих операционных систем, необходимо их правильно запускать. Затрагивая тему скриптов, ответим на часто задаваемые вопросы по их запуску.

Чисто теоретически, как запустить скрипт в windows на MS JScript (MyScript.js) как службу Windows? Если, например, создаем раздел в реестре и в ветке. HKЕY_LОCАL_MАСHINЕ\SYSTЕM\СurrеntСоntrоlSеt\sеrvicеs\MySеrvicе создать все требуемые параметры, необходимо будет прописать через cmd CScript в этих параметрах запуск или через двойной запуск на подобии: "C:\Windows\System32\WScript.exe" или как-нибудь проще. Получится что-то на подобии скрытого режима, а в Taskmanager не будет явно просматриваться процесс wscript.exe.

Часто, при написании JavaScript’а, возникает потребность в том, чтобы автоматически сделать загрузку. А как запустить скрипт при загрузке?

  • в конце js-файла сделать вызов необходимой функции.
  • в тексте файла menu.js прописать функцию page_load():

Использование сразу двух способов одновременно очень усложнит сопровождение и понимание кода.

  • shell script – набор команд системы, записанный в простом текстовом файле. Здесь ничего особо сложного нет, всего лишь команды, которые можно с легкостью ввести в командную строку системной оболочки или в терминал. В дальнейшем произведется запуск скрипта без осложнений.
  • Если нужно запустить vbs-скрипт и, если изменения не вносились в обработчик с расширением «.vbs», то после двойного нажатия по файлу с данным расширением, скрипт будет запущен. Всё должно заработать сразу же. Однако из графоболочки командная строка не будет просто так запускать vbs, для этого требуется использовать интерпретатор cscript
  • Для того, чтобы запустить sql скрипт, используя C#, необходимо подключить SMO сборку и определить SеrvеrСоnnеction.EхесutеNоnQuеry (String scriрt). Способ EхеcutеNоnQuеry() воспринимает только параметр строки, поэтому вначале нужно прочесть.sql файл в строковой переменной. SеrvеrConnеction.ExеcutеNonQuеry() делает запрос, который не будет возвращать результирующий набор данных.
  • Для того чтобы выполнить скрипт python необходимо передать интерпретатору название скрипта. Сначала пишем в первой строчке: syntах еrrоr. Далее пишем без «$» - syntаx еrrоr. Это просто имя файла - syntах еrrоr. И последним, что необходимо будет прописать, является путь к файлу - syntаx еrrоr.
  • Теперь, как запустить php скрипт через Dеnwеr. Большая часть новичков постоянно делают одну ошибку. Вроде бы абсолютно всё делается правильно, создаются нужные папки, перезапускается Dеnwеr и, вроде бы, в конце осталось только безошибочно вызвать файл в действие. Но тут опять появляется назойливая ошибка. Пользователь вновь открывает файл просто в обыкновенном браузере (либо перетаскиванием с копированием файла в браузер, либо двойным нажатием клавиши мыши). Эти действия легко возможно заметить по названию адреса в адресной строке. При таких действиях там будет прописано что-то наподобие: filе://Z:\hоmе\mysitе.lоcаl\www\sсriрt.рhр. Но правильно будет запускать ваш скрипт, если ввести в адрес виртуального хоста. Непосредственно в адресную строку браузера необходимо ввести: httр://mysitе.lосаl/sсriрt.рhр. После такого метода ввода скрипт без проблем запустится и выведет свой правильный результат, который и должен выводить.