Тарифы        09.12.2020   

Как правильно работать с информацией. Моя система работы с информацией

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА

УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Шадринск 2016

УДК – 371.01.

Подготовка, оформление и защита учебной исследовательской работы. Методические рекомендации / авт.-сост. Н.А.Шадрина, Г.И.Гашева – Шадринск, Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК», 2016 – 77 с.

Шадрина Наталья Александровна – Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК» методист высшей квалификационной категории, преподаватель высшей квалификационной категории

Гашева Галина Ивановна Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК» педагог-психолог высшей квалификационной категории, преподаватель первой квалификационной категории

В методических рекомендациях представлены основные формы учебной исследовательской работы со студентами: курсовая работа, выпускная квалификационная работа. МР содержат технологию выбора темы, подготовки и оформления, процедуру защиты исследовательской работы, а также критерии оценки.

Методические рекомендации предназначены: а) студентам, которые могут пользоваться ими самостоятельно в качестве инструкции, добиваясь высокого результата с помощью самоконтроля и самооценки; б) преподавателям, научным руководителям для оказания методической помощи.

© Шадрина Н.А., Гашева Г.И., 2016

© Шадринский филиал ГБПОУ «6КБМК», 2016

ВВЕДЕНИЕ
1. СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
1.1. Эффективное чтение
1.2. Эффективная обработка и систематизация
1.3. Хранение приобретённой информации
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3. ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
3.1. Этапы написания учебной исследовательской работы
3.2. Виды исследовательских работ
4. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
4.1. Выбор темы и постановка проблемы исследования
4.2. Титульный лист
4.3. Содержание
4.4. Введение
4.5. Основная часть
4.6. Список использованной литературы и источников
4.7. Глоссарий
4.8. Приложения
5. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1. Методы теоретического исследования
5.2. Методы эмпирического исследования
5.3. Математические и статистические методы
6.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
6.1. Текстовое оформление учебной исследовательской работы
6.2. Оформление заголовков
6.3. Оформление иллюстраций
6.4.Оформление таблиц
6.5.Оформление ссылок
6.6.Правила и способы цитирования
6.7.Оформление сокращений, условных обозначений
6.8.Оформление списка использованной литературы и источников
6.9.Оформление приложения
6.10.Оформление презентации
7.ЗАЩИТА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
7.1. Рекомендации по составлению доклада на защиту
7.2. Использование презентации
7.3. Критерии оценки защиты учебной исследовательской работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа в области отдельного междисциплинарного комплекса (далее МДК) или профессионального модуля (далее ПМ) имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков студентов в объёме пройденного курса, а также может включать в себя знания, полученные при изучении иных МДК или ПМ программы подготовки специалиста среднего звена (далее ППССЗ) ГБПОУ «Шадринский медицинский колледж».

Учебная исследовательская работа (далее УИР) должна продемонстрировать глубину проработки студентом теоретических разделов курса, умение применять изученные приемы и методы в анализе конкретных явлений и процессов, знание основных методологических проблем данного направления медицинской науки и практики, способность обобщить и дать оценку различным подходам к их решению, предлагаемым в научной и учебной литературе.

Исследовательская работа способствует формированию исследова­тельских умений.

Информационные умения:

· пользоваться библиографическими данными (ориентировка в алфавитном, предметном, тематическом каталогах);

· оформлять библиографический список в соответствии с ГОСТом;

· осуществлять поиск информации в сети Internet;

· воссоздавать структуру текста, определять главную мысль;

· выделять в тексте доказательства и аргументы;

· представлять текст в виде вторичного документа (план, аннотация, тезисы, рецензия, реферат, конспект);

· цитировать.

Теоретические умения:

· аналитического анализа и синтеза: индукции и дедукции;

· сравнения и сопоставления;

· абстракции и конкретизации;

· классификации и систематизации;

· аналогии и обобщений;

· моделирования;

· формализации.

Методологические умения:

· выявить противоречия, на основе анализа противоречий определить проблему, сформулировать тему исследования;

· предложить ведущую идею исследования как разрешение проблемы;

· умение определить объект и его характерную часть - предмет исследования;

· исходя из проблемы, темы и предмета исследования, определить его це­ль и задачи;

· умение сконструировать гипотезу исследования;

· прогнозировать новизну исследования и ее практическую значимость.

Эмпирические умения:

· проводить опрос (анкетирование, беседу, интервью);

· наблюдать и оформлять результаты наблюдения;

· тестировать и изучать продукты деятельности испытуемых;

· изучать и обобщать педагогический опыт;

· выполнять социометрию;

· организовывать экспертные оценки;

· выполнять медицинский эксперимент;

· измерять медицинские явления и представлять данные измерений в удобном виде;

· выполнять математическую и статистическую обработку результатов исследования;

· интерпретировать результаты исследования.

Речевые (устные и письменные) умения:

· оформлять сообщение с учетом жанровых различий (доклад, реферат, тезисы, статья, отчёт, курсовая работа, выпускная квалификационная ра­бота) на основе требований ГОСТа;

· владеть научно-педагогическим стилем речи;

· сделать сообщение о ходе и результатах исследования (композиционное сообщение о содержании глав или других рубрик теста и общие выводы, «позадачное сообщение», проблемное сообщение об основных противо­речиях исследования и результатах их разрешения);

· владеть разговорной речью (плавность, темп речи, использование специ­альных речевых конструкций - повторов, вопросов к аудитории, после­довательности слов во фразе, логических ударений);

· участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.

Каждое из умений представляет собой интегрированное понятие, включающее дей­ствия и операции, обеспечивающие правильность выполнения умений. В связи с чем, необходимо отме­тить, что в ходе исследовательской работы формируются общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Совместное исследовательское творчество преподавателей и студентов - это эффективный, проверенный путь развития студента, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования.

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Нужно отметить, что студенты испытывают трудности в работе с научно-методической литературой, нормативно-правовыми источниками. Они часто используют всю статью, главу и механически соединяют выписки между собой, отсюда противоречия, дублирование, многократное возвращение к одной и той же мысли.

· эффективное чтение;

· эффективная обработка и систематизация данных;

· хранение полученной информации.

Эффективное чтение

Чтобы успешно работать с учебной, методической, научной литературой, нормативно-правовыми источниками, необходимо владеть определёнными учебными умениями и навыками. К ним относятся:

· умение накапливать информацию;

· умение творчески её перерабатывать;

· умение выдавать новую информацию;

· умение находить на всё это время.

Культура чтения – это понятие достаточно широкое, оно включает в себя регулярность чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Цель чтения:

· информационно-поисковая – найти нужную информацию;

· усваивающая – понять информацию и логику рассуждения;

· аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему своё отношение;

· творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить её.

Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др.

Цель такого чтения – по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Просмотровое чтение , как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают за помощью если читатель может только предположить что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц.

Целью ознакомительного чтения является знакомство с характером информации в целом. Оно позволяет уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтение предполагает освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым студент делает выводы, формирует собственное мнение.

Основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Рекомендуем · Во время ознакомительного чтения сортируйте информацию на существенную, особо значимую и второстепенную, на теоретическую и практическую, делайте пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах. · Полноценно извлекайте информацию, содержащуюся в научном тексте. · Ведите собственные словари терминов по различным областям знаний, эпизодически просматривайте эти записи. Освоение понятий той или иной области знаний улучшит восприятие и понимание научного текста и повысит скорость чтения. · Проводите мысленную обработку полученной информации; сортируйте смысловые части по их значимости, группируйте по определённым признакам, выделяйте зависимости; соотносите извлечённую информацию с имеющимися знаниями; свёртывайте информацию путём обобщения.

Полноценное изучение литературы возможно лишь при сознательном и критическом отношении к изложенному, когда текст не переписывается полностью, а выписки осмысливаются с точки зрения имеющихся связей и отношений. Рекомендации по развитию навыка эффективного чтения и запоминания текста – приложение 1.

  • Цели применения информации
  • Как искать информацию?
  • Как хранить информацию?

Если ХХ век был веком промышленности, то в XХI веке главным ресурсом, несомненно, выступает информация. Большинство престижных и высокооплачиваемых профессий сопряжены с потоками данных, а формирование умений работать с информацией крайне важно для развития и совершенствования своих навыков. Любой, кто заинтересован в достижении успехов в профессии, должен уметь собирать, анализировать, изучать и хранить информацию. И уж конечно, каждый руководитель ежедневно сталкивается с необходимостью работать с большими объемами информации, которая обрушивается на него беспрерывной лавиной. Как не утонуть в этом потоке, как научиться распределять сведения на необходимые, полезные и ненужные, хранить данные так, чтобы быстро ориентироваться в них? Именно этому и будет посвящена статья.

Мы постоянно находимся в информационном поле, но лишь часть поступающей информации имеет значение для нас как личности и нашей профессиональной деятельности. Слишком большие объемы сведений являются причиной поверхностности восприятия, что приводит к «клиповости» мышления, свойственного новому поколению. «Клиповость» (от слова «клип») - явление, при котором человек усваивает только короткие поверхностные отрывки информации, из-за чего его память наполнена большим количеством разномастных, но бесполезных сведений. Чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо научиться работать с информацией правильно, отсеивая ненужное и сохраняя полезное.

Чтобы справиться с поступающими данными, нужно изучить самые действенные приемы работы с информацией - они помогут в распределении и систематизации сведений.

Как анализировать полученную информацию

В первую очередь необходимо уяснить для себя, какие данные вы считаете информацией, а какие являются лишь информационным шумом. Чтобы сделать это, достаточно ответить на вопросы: Несет ли пользу данная информация? С какой целью вы будете ее применять? Если вы не можете дать ответов на эти вопросы, значит, полученные сведения не являются нужной информацией. Она должна быть связана с действиями - если определенным данным не соответствуют никакие действия, значит, информация бесполезна.

Существуют такие критерии оценивания информации как достоверность (правдивость) и надежность - они определяются посредством изучения первоисточника и сопоставления его с другими первоисточниками. Нужно учитывать новизну и актуальность информации - свежи эти сведения и факты или уже устарели.

Определите подходящие вам темы, и тогда станет намного проще отсеивать полезные данные от бесполезных. Благодаря выбранным темам вы сможете легко воспринимать, сортировать и обобщать полученную информацию. Желательно разобраться со смежными темами, чтобы их подразделы не дублировались и не вносили путаницу в вашу систему. В таком случае нужно четко определить, в какую тему вы определяете конкретный подраздел.

Анализ полученной информации очень важен - если данные прошли все вышеприведенные фильтры, значит, их можно пускать в дело.

Цели применения информации

Исходя из целей применения информации в работе организаций ее можно разделить на тактическую, стратегическую и оперативную.

Стратегическая информация необходима для длительного планирования, решения глобальных задач и поиска путей развития организации. Она может быть на первый взгляд не связана с деятельностью компании, но при этом определять ее судьбу. К примеру это могут быть политические события или экологические изменения в вашем регионе. Стратегические данные касаются мировых экономических тенденций, современных методов производства (сырье, технологии), действующих лиц в вашем секторе рынка (конкуренты, клиентура, партнеры).

Как может выглядеть база стратегических данных:

  • развитие в разных странах сектора промышленности (или другого бизнеса), в котором работает ваша компания;
  • внешние факторы (экология, наличие сырья, стоимость товаров и услуг на рынке);
  • изучение областей применения вашего продукта.

Тактическая информация. Если стратегические цели компании определяют ее направление (куда?), то тактические - путь следования (каким образом?). Тактическая информация помогает в планировании, касающемся преодоления конкуренции, расширения масштабов производства, выведения на рынок новых продуктов, внедрения новых технологий.

База тактических данных может иметь такую структуру:

  • продукция (изучение аналогичных товаров конкурентов, внедрение новинок и выведение из оборота неактуальных товаров, соответствие новых продуктов законодательству страны);
  • увеличение производственных объемов (прогнозируется ли рост популярности вашего товара на рынке, каковы предполагаемые затраты и доходы, поведение конкурентов);
  • выход на зарубежный рынок (экономическая, политическая и социально-культурная обстановка);
  • изучение факторов, влияющих на развитие компании (конкуренты, лицензирование и патентование, виды востребованной продукции, территории конкурирования).

Оперативная информация включает в себя базы данных, полезных для решения срочных вопросов: поиск новых поставщиков или точек сбыта, внезапно возникшие угрозы существованию фирмы (банкротство субподрядчика, утрата крупных клиентов). Такие базы данных состоят из информации, которую можно быстро применить в сложных ситуациях. Важно, чтобы данные были максимально точны, ведь во время преодоления кризиса от этого может зависеть судьба предприятия.

Как искать информацию?

Сегодня информации так много, что она чаще сама находит нас, чем мы ее. И все же немаловажно определять правильные принципы работы по поиску информации.

В данном случае на первый план выступает работа с источниками информации, то есть их обнаружение, проверка на правдивость и полезность предоставляемых сведений. Среди источников информации выделяются:

  • Медийные источники: интернет и СМИ (газеты, телевидение);
  • Узкоспециальные источники (методические пособия и научные труды специалистов в конкретной области знаний);
  • Живые источники (специалисты, коллеги, партнеры, способные предоставить необходимую информацию).

Предпочтительно иметь несколько надежных постоянных источников, к которым можно обращаться по разным вопросам, а для тех, которые используются впервые, разработать методику быстрой и точной проверки на достоверность, актуальность и ценность предоставленных сведений.

Как хранить информацию?

Вы должны решить, каким образом вы будете хранить информацию, чтобы она находилась на идентичных носителях, а не была разбросана по разным дискам, флеш-накопителям, компьютерам и бумажным документам.

К слову, о бумаге. Сегодня мало кто хранит данные в виде отпечатанных документов - электронные варианты занимают куда меньше места, их проще искать, можно редактировать и быстро копировать, пересылать по почте и сбрасывать на носители. Но существует немало профессий, где сохранение бумажных документов является обязательным условием, и об этом мы поговорим немного ниже. Но в первую очередь коснемся способов хранения электронной информации.

Как известно, техника регулярно сбоит, поэтому помимо оригиналов на вашем рабочем или домашнем ПК нужно иметь копии, и желательно две. Скопировать документы можно на второй компьютер или ноутбук, с рабочего на домашний или наоборот. Если речь идет о текстовых документах, то все ваши многолетние труды запросто уместятся на флеш-накопителе - можно сделать два экземпляра. Диски уже начинают терять свои позиции, к тому же имеют существенный недостаток - после длительного хранения или многократного использования они становятся не пригодными к запуску, могут не прочитаться дисководом. Конечно, можно делать копии на дисках, но они не должны быть единственными.

Очень удобны облачные сервисы хранения персональных данных. Самые крупные почтовые сайты предоставляют бесплатное облако - Яндекс.Диск, Google.Диск, Облако@mail.ru. Есть и платные сервисы, где ваша информация будет более защищена. Плюс в том, что вы имеете доступ к своим данным из любой точки мира, где есть интернет. Но и этот способ не является абсолютно надежным - может случится сбой в работе сервиса, хакерская атака, и тогда ваши файлы окажутся недоступными.

Поэтому, как уже говорилось, храните информацию сразу в нескольких копиях. Однажды из-за своей беспечности мне довелось оказаться в пренеприятнейшей ситуации. Очень важные для работы файлы хранились на двух компьютерах. И вдруг у одного сломался винчестер (без возможности дальнейшего восстановления), а у другого - слетела операционная система. Когда мы получили второй компьютер с установленной ОС, то обнаружили, что горе-настройщик отформатировал диск D. Информация, хранившаяся на двух носителях, была безвозвратно утеряна.

Знайте, что в данном случае осторожность и запасливость не могут быть излишними: один оригинал и две копии - золотое правило хранения данных.

Большинство государственных и юридических учреждений и сегодня хранит свои записи в виде бумажных документов - несмотря на удобство электронных копий этот вариант намного надежнее. Потому следующие рекомендации будут касаться и электронных, и бумажных носителей информации.

Три зоны

Самый удобный способ работы с информацией заключается в размещении документов таким образом, чтобы их возможно было найти быстро и без труда. Нужно создать три рабочих зоны, каждая из которых будет соответствовать частоте обращения к информации.

Первая зона - это данные, к которым вы обращаетесь ежедневно, они должны быть под рукой. В случае с обоими видами носителей они располагаются на рабочем столе.

Если говорить о рабочем столе компьютера, то не рекомендуется хранить на нем сами файлы. Дело в том, что этот раздел находится непосредственно в операционной системе Windows и размещен на системном диске С. При сбоях в работе компьютера данные с системного диска могут быть полностью или частично утеряны. По этой же причине лучше не хранить информацию в «Моих документах» - они также размещены в ОС. При неполадках проще спасти файлы с других локальных дисков (D, Е), поэтому храните информацию первой зоны на этих дисках, выведя ярлыки на рабочий стол.

Вторая зона - это информация, которой вы пользуетесь периодически, но не ежедневно. В кабинете это могут быть периферийные зоны и ящики рабочего стола, в электронном варианте - хранение документов на не системных локальных дисках без выведения ярлыков на рабочий стол.

Третья зона - архив. В нем содержатся документы, с которыми вы работали ранее и которые могут понадобиться вам в будущем: для подтверждения авторства, для использования содержащихся в них сведений и других целей. В компьютерном варианте это скорее всего будет папка «Архив», находящаяся в корне локального диска, а в бумажном - стеллажи, шкафы, отдельный кабинет для хранения папок с документами.

Для электронных носителей важно правило: сохраняйте файлы в распространенных расширениях, которые смогут прочитать все аналоги и версии программ.

Постарайтесь сохранять информацию идентичными способами. Например, если вы решили держать одну копию на облачном сервисе, а вторую на флеш-накопителе, то следуйте своему решению, а не разбрасывайте копии по разным носителям. Если часть копий будет на дисках, часть на втором ПК, часть на флешках и еще часть в облаке, то вы просто запутаетесь. Типов носителей для хранения копий должно быть не больше двух.

То же самое касается бумажных документов - существует немало способов запечатлеть данные на бумаге, но вы должны выбрать лишь самые приемлемые для вас: распечатанные на принтере документы, ксерокопии, выписки от руки и т.д.

Не стоит забывать, что работа по обработке информации включает в себя и четвертую, не названную зону - это мусорное ведро (хоть реальное, хоть виртуальное). Если информация устарела, если вы уверены, что она не пригодится, если она не имеет отношения к работе - безжалостно удаляйте ее из своего жизненного пространства, иначе потом просто не сможете разобраться с завалами накопившихся данных.

Классификация

Если вам приходится ориентироваться в больших объемах информации (чаще это касается архивов), то разбейте ее на разделы. Это могут быть темы («Пейзажи», «Животные», «Люди») - так хранят свои архивы фотографы. Можно создать классификацию по временным отрезкам: например, папка с годом, а в ней - папки по месяцам. Если в вашей работе важна хронология, то вы с легкостью вспомните, к какому периоду относится данная информация и найдете ее по дате - так хранят информацию журналисты. Если в вашей работе много названий или имен, можно рассортировать их по алфавитным папкам - к примеру, по фамилиям клиентов.

Существует немало профессий, где удобно использовать все три метода классификации: к примеру, архив хранится в хронологическом порядке, рабочие материалы разбиты по темам, а в папке «Клиенты» находится алфавитный каталог.

Такую систему точно можно организовать и в случае с бумажными документами - создать тематические папки с надписями на корешках, отметить их разными цветами или цифрами.

Бывает, что поступившая информация не вписывается в вашу концепцию расположения данных. Что делать? Вариант первый - создать новую тему, второй - создать раздел «Другое», где хранятся не подошедшие другим темам сведения, и третий - оставить информацию «отлежаться». Через некоторое время вы сумеете понять, к какой теме ее отнести или выбросить совсем.

Чтобы знать, как работать с информацией эффективно, нужно научиться правильно ее обрабатывать. После того, как вы провели первичный анализ, расположили и классифицировали сведения, вам нужно определить максимально удобные пути их усвоения.

В каком виде к нам поступает информация? Это печатная литература (книги, журналы, газеты), видеоролики, аудиозаписи и электронные документы. К слову, большая часть печатных документов существует в электронном формате, и вы можете выбрать, как вам удобнее работать с информацией. Людям старшего поколения привычнее листать осязаемые страницы, молодежи проще обзавестись планшетом с программой для чтения.

Что касается новостей, их тоже можно получать из бумажных и электронных источников - из газет или с информационных сайтов. Обычно предпочтение отдается новостным порталам, поскольку новости там появляются очень быстро и объем поступающей информации не ограничен полосами. Недостаток - новостийщики Интернет-порталов обычно сначала выкладывают новости, а потом уже проверяют их. А иногда и не проверяют совсем - поэтому нужно уметь ориентироваться в потоке информационного мусора. В газетах информация более проверена и ввиду ограниченного объема собраны самые важные новости.

Очень удобный метод работы с информацией - аудиофайлы. Имея диктофон, можно надиктовывать данные, чтобы потом преобразовать их в текстовый формат. Это очень удобно в тех случаях, когда нужно зафиксировать сведения очень быстро и нет времени писать или печатать. К слову, часть информации можно хранить в аудиофайлах, если нет необходимости предоставлять их кому-то в напечатанном виде.

Информацию для изучения или ознакомления можно получать с помощью прослушивания аудиозаписей - много книг и тренингов переведены в аудиоформат. Это значительно экономит время: аудиокниги можно слушать в пути, им не страшно недостаточное освещение, при этом у вас свободны руки и можно делать какую-то несложную работу, например, домашнюю.

Важным источником получения и передачи информации является Интернет-почта. Старайтесь проверять свои ящики каждое утро, сразу же рассортировывая письма. Ненужное отправьте в «Спам» (сделав эту пометку, вы больше не будете получать письма от этого адресанта), а остальное распределите по степени важности. На что-то нужно ответить сразу же, а каким-то письмам нужно отлежаться до уточнения или получения дополнительной информации.

Умение работать с информацией предполагает ежедневные манипуляции, направленные на сортировку и обработку поступающих данных. Не позволяйте залеживаться письмам и не обработанным документам. Периодически разбирайте папку «Другое», где хранятся сведения, с которыми вы пока что не знаете что делать. Если они не понадобились в течение длительного времени - выбрасывайте.

Идите в ногу со временем. Существует немало приспособлений и программ, позволяющих оптимизировать работу с информацией. Не пожалейте денег и времени, приобретите их и научитесь ими пользоваться - это обязательно окупится.

Узнав, как правильно работать с информацией, вы сможете высвободить немалое количество времени, которое раньше тратилось на блуждание в лесу разрозненных сведений и фактов. А время - очень ценный рабочий материал, который можно использовать для саморазвития, повышения квалификации или расширения своего дела.

Здесь должно было быть длинное и нудное вступление о нелегкой жизни в информационный век, о том, как много информации валится на нас каждый день и как остро ее порой не хватает; о том, как… Но этого вступления здесь нет по причине моей глубокой лени, которая, как всем известно, двигатель прогресса.

Вот несколько наблюдений из собственного опыта, которые заставили меня взяться за разработку собственной системы работы с информацией:

1. Очень небольшая часть информации, что мы получаем с телевизионных и компьютерных экранов, из журналов и газет, разговоров и тому подобного — усваивается и каким-либо образом далее используется в жизни.

2. Одна из причин — в том, что лишь не очень значительная доля сведений, получаемых нами, непосредственно относится к нашей профессиональной области или области увлечений. Эти знания мы впитываем более-менее неплохо.

3. Остальная информация фильтруется, осознанно или нет, но мы воспринимаем ее как информационный шум. От нее остаются какие-то смутные ощущения, не более.

Это все просто и очевидно. И на первый взгляд достаточно эффективно: ведь выбираем и сохраняем только нужное. Ну а для полного счастья и повышения эффективности (лайфхакеры мы или не лайфхакеры?!) обычно предлагается попросту ограничить прием информации. Мне не раз доводилось читать на уютных бложиках «пра успех» призывы ограничить потребление статей, книг, телепередач (сесть на низкоинформационную диету). Понятное дело, чтобы сконцентрироваться на важной и нужной информации.

Вообще-то это действительно полезное дело: не только четче видится главное, но мы при этом избавляемся от «шума» который может давить на психику. Только вот, на мой взгляд, нужно идти дальше. Только парочка замечаний (вполне очевидных).

  • Мы живем в сложном и разнообразном мире, где от нас требуются знания не только в отношении нашей работы. Можно сходу назвать десяток областей знания, хорошая осведомленность в которых может серьезно .
  • Мы живем в меняющемся мире: завтра могут возникнуть ситуации, когда нам потребуются совершенно иные, новые знания. Можно получить повышение и столкнуться с необходимостью руководить людьми, можно резко сменить (вынужденно или нет) работу и так далее.
  • Информация из разных областей может отлично дополнять друг друга. С появлением Google отпала необходимость быть супер-эрудитом, но вот дополнительные знания в разных областях помогают более . А кроме того, чтобы что-то искать, нужно, по крайней мере примерно представлять, что тебе необходимо.

То есть. Низкоинформационная диета, при всех ее достоинствах, может ограничивать нашу фантазию, творческое мышление и подготовленность к будущему. Короче говоря, немного подняться над тупым потреблением всего что напечатано/начитано/отснято — это еще не есть прорыв к эффективности, как ни печально. Что же мы имеем на выходе всех этих размышлений?

А вот что:

Каждому человеку очень неплохо бы завести собственную систему работы с поступающей к нему информацией.

Идеальной была бы ситуация, когда все потребляемые факты и идеи четко раскладывались бы по полочкам в голове. Но раскладывались не для того, чтобы пылиться, а чтобы взаимодействовать, дополнять друг друга и помогать в обыденной жизни и работе. Разумеется, менее важные факты, те, что мы обычно не замечаем, запоминать целиком ни к чему. На нужной полочке в голове (или в специальном блокноте/файле) можно хранить только ярлык-указатель: где можно найти то-то и то-то.

Главное же — что в любой момент при возникновении новых обстоятельств или потребностей

То, чего я хотел бы добиться введением такой системы, довольно сложно объяснить и донести. Пожалуй, это надо прочувствовать. Я недавно пытался поговорить на эту тему с одним другом, чтобы вместе поворочать мозгами на эту тему.

Слушай, говорю, как было бы прекрасно, если бы мы научились полностью использовать поступающие сведения! Например, прочитал о чем-то или поговорил с интересным человеком год назад — а сегодня возникла ситуация, где эти знания можно с успехом, креативно применить. И ты сразу вызваниваешь этого человека или быстро находишь статью!

Друг работает журналистом и он постоянно в поиске новых тем, так что для него это вполне актуально: может потребоваться комментарий специалиста для той или иной статьи, дополнительные важные факты и так далее.

Но друг мне и говорит: так я все контакты всегда записываю, все важное помечаю. Вон, диктофон есть, записные книжки одну за другой исписываю.

Пытался объяснить, что это не система, что этого недостаточно и нет никаких гарантий, что он не упустит что-то важное, что записывание всего подряд (и держание в голове, где что записано) не очень-то эффективно… Но у меня ничего не вышло. Все мои доводы казались другу чем-то надуманным и искусственным — дескать, свихнулся ты, дорогуша, на своей эффективности.

Только после этого разговора до меня «дошло», какой пример можно привести в качестве убойного аргумента. Как я уже сказал, мой друг постоянно нуждается в интересных, жизненных темах для статей. Я как-то посоветовал ему зарегистрироваться в одной из социальных сетей для лучшего поиска тем и связи с людьми, про которых он пишет. До этого мой друг, конечно же, знал , что такое ВКонтакте. Но вот чтобы дойти до осознания того , что там тусуются не только от безделья, не только вывешивают фотографии типа «я грею пузо в Египте, как я крут» и не только рассылают спам он смог только после обстоятельной беседы со мной. В которой я обратил его внимание , что в социальной сети есть страницы интересных людей — художников, руководителей общественных организаций, политиков, ученых и группы различных клубов, сообществ по интересам и так далее. Сейчас через Контакт друг находит немало тем для статей и оперативно обсуждает их, заводит новые знакомства и т.д.

Лекция №6

1. Документальные источники информации. Методы работы с научной информацией.

2. Чтение научной литературы.

3. Методы фиксации полученной информации.

Документальные источники информации.

Методы работы с научной информацией

Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то специальное сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. К сожалению, это часто путают. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной, преподавательской и практической деятельности.

Несмотря на существенное многообразие документальных источников научной информации, все они делятся, прежде всего, на первичные и вторичные. В первичных документах и изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, а во вторичных – результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.

Оценка документальных источников информации включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность данных, сроки их опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность их получения.

Применительно к задачам конкретного поиска каждый из перечисленных источников имеет свои определенные достоинства и недостатки. Не являются здесь исключением даже такие основные их виды, как книги и журнальные статьи.

Любая книга в большинстве случаев имеет, например, тот недостаток, что за три-четыре года, которые ушли на ее подготовку, издание и распространение, содержащиеся в ней данные могли в какой-то степени устареть.

Научный журнал также не может полностью считаться идеальным источником информации, поскольку каким бы узкоспециализированным он ни был, тематика его значительно шире, чем конкретные профессиональные интересы того или иного специалиста. Материалы по теме любого выбранного научного исследования всегда рассеяны по громадному количеству журналов.

Такой же неоднозначной будет оценка и всех других документальных источников информации. Важно здесь, однако, видеть не только недостатки, но и те потенциальные возможности, которые открываются при использовании каждого их вида.

Так, например, в дополнение к широко известным и распространенным книгам и журналам исследователям также необходимо обращаться:

– к различного рода продолжающимся изданиям («Трудам», «Запискам», «Известиям», «Информационным бюллетеням» и т.д.), в которых часто находятся материалы, интересующие самый узкий круг специалистов и отражающие направление деятельности отдельных учреждений;

– к трудам конференций различного уровня, включая и международные, в которых содержатся научные сведения о ведущихся исследовательских и опытно-конструкторских работах и их предварительных результатах;

– к специальным техническим изданиям, причем некоторые из них, например описания изобретений и авторские свидетельства, содержат не только сведения по определенным техническим устройствам, но могут помочь проследить историю того или иного изобретения или открытия и получить представление о современном направлении научно-технической мысли в какой-то конкретной области знаний;

– к непубликуемым документам, информация в которых, как правило, новее, чем в любых публикациях, и всегда значительно полнее, поскольку она еще не подверглась «сжатию», неизбежному при подготовке к печати;

– к документам информационных сетей Интернет, в которых, как правило, информация самая «свежая» и даже литературно не полностью обработанная, к ней профессиональные исследователи пока относятся с некоторым недоверием, поскольку она, не имея правовой защищенности, может содержать неточные или некорректные сведения.

Характеризуя отдельные виды вторичных документов и изданий, следует также подчеркнуть, что все они различны по своему содержанию и назначению.

Следовательно, исследователю для повышения качества своей профессиональной деятельности важно знать все документальные источники информации в своей области и уметь выбрать те из них, в которых содержатся необходимые для его работы данные.

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.

К методам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

Поиск научной информации

Научная информация представлена в научной литературе. Можно предложить следующее определение научной литературы: «совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной литературы является сама наука - идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)».

Следует отметить, что ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, «поучений», «путешествий», жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, очерки, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций.

Рассмотрим краткую характеристику основных научных текстов:

Монография - научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.

Брошюра - непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Выполняя экономическое исследование можно обратиться к журналам «Экономика Украины», «Актуальные проблемы экономики», «Финансы Украины», «Статистика Украины» или к аналогичным российским журналам. Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.

Тезисы доклада - краткое изложение содержания научного сообщения.

Учебное пособие - учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской работы.

Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список основных опубликованных по ней работ.

Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к библиотечным каталогам.

Библиотечный каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог может функционировать в карточной или машиночитаемой форме.

Различают следующие виды каталогов:

· алфавитные,

· предметные,

· систематические,

· каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

Предметный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

В библиотеке необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Перепишите с карточки каталога точную и полную библиографическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический список.

Библиографический список представляет собой последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей работе.

В списке необходимо указывать фамилию и инициалы автора (авторов) источника, его название, место издания, название издательства, год опубликования и общее количество страниц. Название места издания (город) указывается полностью, (например, Краснодар:) за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, названия которых сокращаются (М.: и СПб.:). После места издания ставится двоеточие. Если название издательства неизвестно, то после названия места издания ставится запятая, а после нее год опубликования. В случаях, когда у источника несколько авторов, то обязательно указываются первые три, а остальные указываются как ≪и др.≫.

При указании в качестве источника периодического издания его название располагают после названия публикации, отделяя двумя косыми чертами (//), а затем указывают через точку год, номер издания и номер страницы.

Советы

Важно помнить, что

Не надо заключать в кавычки название книги или статьи. Кавычки вообще не ставятся. Только если указывается таким способом название издательства, – например, Изд-во «Полет»;

- // (2 косых) ставятся после название статьи перед наименованием журнала или сборника;

/ (одна косая) – перед фамилией редактора, в этом случае инициалы также указываются перед фамилией;

После названия статьи или журнала, сборника ставится точка и тире, чтобы отделить место и год издания, также и страницы отделяются точкой и тире (хххх. – СПб., 2010. – С . 34 .).


Чтение научной литературы

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть культурой чтения. Культура чтения включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать. Скорость чтения - не самоцель. Она обязательно должна сопровождаться качеством усвоения содержания текста, его воспринимаемостью, осмыслением и запоминанием самой существенной информации.

Для исследователя важно уметь определять цели чтения, владеть различными видами чтения.

Различают следующие цели чтения:

· информационно-поисковая - найти нужную информацию;

· усваивающая - понять информацию и логику рассуждения;

· аналитико-критическая - осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

· творческая - на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Чаще всего специалисты говорят о трех основных видах чтения:

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьей). Главная задача - обнаружить, есть ли в книге необходимая информация. Для этого, обычно просматривается оглавление, аннотация, предисловие, заключение. Иногда такого чтения бывает вполне достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях работы.

Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, то получиться следующее:

а) выделите заголовки и pубpики для того, чтобы получить общее представление о содержании и стpуктуpе текста. Заголовок или pубpику можно представить в виде вопроса. Напpимеp, заголовок «Система воспитания как условие развития личности» можно пpеобpазовать в вопpос «Какова должна быть система воспитания, чтобы сфоpмиpовать растущего человека как личность?»;

б) пpосмотpите первый и последний абзацы с тем, чтобы получить общее представление о содержании;

в) бегло пpосмотpите весь текст;

г) поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: «Что мне известно по данной теме?», «Что мне предстоит узнать?» Благодаря пpосмотpу подзаголовков и pубpик и пpеобpазования их в вопросы, ваше чтение становится активным, становится понятной цель чтения, появляется

связь между новой информацией и имеющимися знаниями.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость более подробно уяснить какую-то определенную информацию. В этом случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача - понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьезный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.

Для эффективного чтения можно предложить такую последовательность действий:

1. Обзор и просмотр: пpосмотpите введение, оглавление, pезюме для того, чтобы получить общее пpедставление.

2. Анализ - задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивиpован ваш выбоp.

3. Активное чтение - по мере чтения выделяйте основные мысли, сфоpмулиpуйте их письменно. Запишите возникающие вопpосы.

Закончив работу, пpовеpьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

4. Развитие мысли - попытайтесь изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени. Читать быстро - немаловажное умение для исследователя. Средней скоростью чтения считается 200-250 слов в минуту. Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О.Бальзак, А.Эдисон и др.). Джон Кеннеди, например, читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту.

Для того, чтобы читать быстро, нужна тренировка по специальным упражнениям. Но уже сегодня вы можете повысить скорость, если обратите внимание на следующие рекомендации. Они помогут избежать некоторых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:

· читайте без артикуляции, не пpоговаpивайте слова, внутpенняя pечь значительно снижает скоpость чтения;

· читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

· читайте не словами, а целыми строками, расширяя перефирийное зрение;

· читайте без регрессий, т.е не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

· читайте внимательно, отсутствие внимания пpи чтении пpиводит к тому, что чтение происходит механически и смысл пpочитанного не доходит до сознания;

· читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.


Похожая информация.


«Технология работы с информацией»

Для преподавателей всех дисциплин СПО

Преподаватель информатики и ИКТ

ГБПОУ СахПЦ № 4 Долинск, Сахалинская область

Замалдинова Р.Ф.

Как известно, 20-й век был веком индустриализации, а 21-й век является веком информационных технологий. Это связано с существенным нарастанием информационных потоков. Потоки информации идут из разных источников: от предметов, растений, животных, космических объектов, членов семьи, друзей, учителей, коллег по работе, газет, телевидения, интернет и пр. Информация в прямом смысле витает в воздухе. Она передается телепатическими, энергетическими каналами, в виде электромагнитных волн разной частоты. Вселенная насыщена информацией.

Информация представляет собой совокупность данных, сведений о различных явлениях, событиях, объектах, предметах и пр. информация подтвержденная практикой является знанием. Информация является источником излучения энергии, но она не является носителем энергии.

Вместе с информацией люди либо получают, либо теряют энергию. С одной стороны, информация может вдохновлять, воодушевлять, окрылять, давать положительную, созидательную энергию. С другой стороны, она может вызывать ярость, гнев, злость, то есть давать отрицательную, разрушительную энергию. Информация может также вызывать страх, огорчение, печаль, тоску, скуку, угнетение, разочарование, быть просто безсмысленной и таким образом отбирать ваше внимание и энергию. Информация неотделима от энергии. Поэтому часто говорят об энергоинформационных потоках

Огромные увеличивающиеся потоки информации требует от людей умения поиска нужной им и достоверной информации, ее считывания, понимания, осмысления, анализа, усвоения, запоминания и последующего освоения, применения, принятия различных решений. Чтобы быть здоровым, счастливым, успешным - надо постоянно заботиться о своем здоровье, постоянно трудиться и постоянно учиться! А для этого надо уметь работать с информацией!

Сейчас очень много говорится об умении работать с информацией. О важности навыков работы с информацией. О том, что специалист с этими навыками больше ценится. И о том – как важно уметь работать с информацией для саморазвития.

Работа с информацией - это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

В общем виде этапы следующие:

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например - принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

В упрощенном виде я описала все основные этапы.

Остается выяснить – какие методики используются на каждом этапе для эффективной работы с информацией.

Для эффективного обучения и профессиональной деятельности - необходима соответствующая «насыщенная» информационная среда, а также технология работы с информацией, как инструмент достижения запланированного и ожидаемого результата в кратчайшие сроки.

Что же представляет собою технология работы с информацией?

Во-первых, как и всякая технология - технология работы с информацией имеет этапы, которые менять или пропускать нельзя.

Назовем эти этапы:

Исследования информационного пространства с целью поиска и сбора нужных данных и информации;

Анализ данных и информации;

Систематизация данных и информации;

Кодификация;

Превращение данных и информации в голове человека в знания и запись этих знаний на каком-либо носителе информации;

Создание системы управления данными, информацией.

Оценка знаний.

Превращение материалов в интеллектуальный продукт, представляющий коммерческую ценность.

Продажа интеллектуального продукта работодателю или на свободном рынке.

Во-вторых, на каждом этапе необходимо знать приемы, техники, методики - "как делать". Большинство студентов не знают или знают плохо,

Как, например, проводить исследования информационного пространства с целью поиска и сбора нужной информации. Обычно на этот вопрос студенты предлагают источники получения информации (книги, Интернет и т.п.), но никак не техники (методы) сбора информации. Это все равно, что знать отдельные адреса, где взять запчасти для вашего автомобиля, но не знать, как купить эти запчасти.

Или, как анализировать. Очень мало студентов знают основные виды (типы) анализа.

Как систематизировать, кодифицировать, оценивать, запоминать, писать, читать, управлять знаниями и т.д. и т.п..

Здесь необходимо сказать о том, что психически нормальный человек с возрастом и опытом создает свои технологии работы с информацией. И в этом нет ничего плохого, считается, что так и должно быть, потому что у разных людей разные каналы восприятия, организации и обработки информации. Плохо другое, а именно: незнание и непонимание многими людьми того, что при работе с информацией есть этапы, которые менять или пропускать нельзя, а также техники, приемы, методики… – что и как делать на каждом этапе! Плохо то, что каждый создает свою технологию, что равносильно изобретению в наше время велосипеда.

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.

Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае это не только размещённый в Интернете тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать:

По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Мы живет в информационную эпоху. Мы тесно связаны с информацией, погружены в нее. Мы работаем с ней, мы ее обрабатываем, мы ее собираем и храним. Информация сейчас значит все. Но как же работать эффективно с той массой новых сведений, которые ежедневно падают на нас? От того, насколько вы научитесь справляться с этой задачей, будет зависеть ваш успех. Иначе вы сами себя поймаете в самый большой капкан на пути успеха.

Вот несколько несложных правил, как работать эффективно с той информацией, что у каждого накапливается на компьютере.

Первое. Проведите ревизию имеющихся у вас на компьютере аудио-файлов. И составьте их каталог. Естественно в него включите только полезные для вас файлы.

Второе. Отбирайте для работы и прорабатывайте только ту информацию, которая находится в ключе вашей темы.

Третье. Переходите к следующему тематическому блоку только тогда, когда вы полностью обработаете данный. Смогу вас заверить, очень часто вы с удивлением увидите, что часть информации, которая раньше казалась откровением, просто пуста и бесполезна для вас. Часть содержит только маленькие крупицы полезности. И только избранные единицы дают вам много-много полезного.

Четвертое. Обязательно критично оцените – нужно ли оставлять данную информацию у себя на компьютере. Конечно, все увеличивающиеся размеры жестких дисков позволяют накапливать ее Гигабайтами. Но нужно ли вам такое ее количество? Здесь хорошо сравнение с домашним шкафом и принципами Фен-Шуй. Суть в следующем: Если в течение года ты не одел какую-то одежду, то смело можешь ее выбрасывать. Дальше ты уже ею не воспользуешься!

Всегда эффективно организовывайте свое пространство и эффективно обрабатывайте свои залежи на компьютере. Не захламляйте свои электронные шкафы! Храните в них только то, что вам нравится, полезно, нужно и что помогает двигаться вперед и расти.

Умение организовывать себя и свои мысли позволяет быстрее достигать успеха. Ибо Закон Подобия говорит: Что внутри, то и снаружи. По какой дороге вам будет более приятно и быстро идти – через мусорные кучи, о которые неуклонно спотыкаешься, или по чистой прямой дороге?!

Удачи вам в ваших начинаниях!