Тарифы        17.08.2019   

Использование икт в образовательном процессе доу. Методическая разработка для воспитателей «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Ажищева Татьяна Александровна, воспитатель,

МДОУ «Райсеменовский детский сад комбинированного вида «Родничок»

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;

Реализация программы «Электронная Россия»

Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»

Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. В рамках Программы развития по теме «Приобщение дошкольников к русской культуре» наш коллектив поставил задачу создать медиатеку презентаций по сказкам, басням, фольклору и т.д.

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker). Особенно нравится это направление работы родителям. Они с удовольствием смотрели созданные мной фильмы с участием детей «Заяц-трусишка», с участием родителей «Заюшкина избушка»;

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы;

Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;

Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Для повышения квалификации использую дистанционное обучение. Наше учреждение работает по ОС «Школа 2100». Данная программа имеет отличный сайт, где методисты выкладывают актуальные материалы для использования в работе. Свое общение они организуют в виде вебинаров, на которых можно пообщаться с авторами программы, авторами технологий, методистами УМЦ. Участвуя в вебинаре, общаясь с коллегами в форумах и выполняя задания мы проходим дистанционное повышение квалификации и получаем сертификаты.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:

Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

В своем учреждении я являюсь консультантом по ИКТ, организатором информационной образовательной среды. Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

Цель моей методической работы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИОС своего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Также педагоги должны знать требования ФГТ, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН), основные современные инструменты управления ИОС.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

6.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.




Задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.






Что же такое ИКТ? Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова). Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Информационно-коммуникативные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).


Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.


Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.


Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.


Преимущества: -предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; -несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; -движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; -проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим ---компьютером являются стимулом познавательной активности детей; -предоставляет возможность индивидуализации обучения; -ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; -в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; -позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в -повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты); -компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.


Где же возможно применение ИКТ- технологий в детском саду? Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит от качества применяемых педагогических программных средств, от умения рационального и умелого их использования в образовательном процессе. Информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ, а также как сотрудничество с родителями, общественностью, как популяризация деятельности детского сада.


Использование ИКТ в воспитательно- образовательном процессе. 1. Опосредованное обучение и развитие. а)Использование глобальной сети Интернет. Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании. Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.


2. Непосредственное обучение а) Использование развивающих компьютерных программ. Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, возрастное соответствие, занимательность.








Использование ИКТ в работе с родителями Большое внимание ДОУ уделяет работе с родителями. Сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам.


Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.


Проблемы внедрения ИКТ-технологий в практику работы детского сада. В настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.


Недостаточная информационная культура и компьютерная грамотность педагогов. Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой. Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе. Не сформулированы единые программно- методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.


В рамках реализации программы развития детей с использованием интерактивных технологий мы поставили перед собой цель: Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.

Залия Шаяхметова

Главный документ современного дошкольного образования - ФГОС. делает большой акцент на условия развития детей, т. е. на социальную ситуацию развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий , когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании ИКТ в образовательном процессе является актуальным.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств , интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации .

По направлениям использования ИКТ в ДОУ можно разделить на :

Использование ИКТ в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями.

Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Воспитателю приходится находиться в поиске приёмов и средств организации образовательной деятельности воспитанников постоянно для того, чтобы для детей было максимально информативно , продуктивно, а главное – незабываемо, поэтому современный воспитатель должен быть «ИКТ» - компетентен :

Владеть основными инструментами пользователя компьютера;

Мультимедийными информационными источниками ;

Инструментами коммуникации;

ИКТ – средствами.

К средствам ИКТ в детском саду относят :

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Видеомагнитофон

Телевизор

Магнитофон

Фотоаппарат

Видеокамера

Кроме того в наш век цифровых технологий появились такие средства как :

Интерактивная доска. Интерактивные доски Project Touch позволяют работать с интерактивной поверхностью десяти пользователям одновременно, что способствует эффективной коллективной работе и вовлечению аудитории. Главное отличие от проекционных интерактивных досок, является отсутствие проектора, соответственно нет теней, нечеткого изображения и нет необходимости затемнять помещение.

Интерактивный стол.

Интерактивный пол. В игровых заданиях могут участвовать одновременно несколько детей. Отвечать на поставленные вопросы можно, наступая на правильные ответы или управляя любыми другими движениями в игровой зоне в зависимости от конкретного типа игры.

Интерактивная песочница.

Думаю, даже не стоит задаваться вопросом : дает ли положительный результат столь раннее приобщение ребят к сложной технике ? Ответ однозначный. Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит , достигнута «золотая середина» .

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию мини-мастер класс по созданию интерактивной игры в программе "Power Point" с использованием гиперссылок. В презентацие поэтапно показано какие необходимо выполнять действия и в какой последовательности.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Актуальность. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены.

Мы живем в 21 веке- веке высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире информационных и компьютерных технологий. Эти.

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федеральных государственных требований.

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Шевченко Полина Евгеньевна, студентка 1 курса АГПУ г. Армавир Быстрое изменение мира предъявляет качественно новые требования к дошкольному.

Информационно-коммуникационные технологии в самообразовании педагогов дошкольных образовательных организаций Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы) Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания.

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Занятие 1. Тема: «Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОУ. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе».

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в дошкольных образовательных учреждениях.

Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании» в РФ
  • Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от 8.05.08 №03-946: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
  • Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (вместе со "Сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской и муниципальными учреждениями»)
  • Федеральный закон от 08.11.2010 № 293 об оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, о создании сайта ОУ, соответствующего единым требованиям.
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2012 года»
  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
  • Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы
  • Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 г. № 164» с изменениями
  • Постановление правительства РФ от 18.04.2012г. № 343 «Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления информации об ОУ»
  • Приказ Минобразования РФ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011г. №2151
  • Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009г. №655».

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвящённой приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.

В нашей стране, за последние 5 лет, произошли ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях:

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
. Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
. Реализация программы «Электронная Россия»;
. Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
. Подключение в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
. Принятие Закона «Об образовании»;
. Формирование социальных сетей и др. потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология» - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями государства, общества, семьи в каждом ДОУ должны активно использоваться информационно-коммуникационные технологии. А для этого необходимо каждому педагогу быть компетентным в вопросе владения компьютерной грамотой, умением использовать ИКТ в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Так в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», предъявляют определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является - владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому, в нашем ДОУ, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Опыт работы нашего МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации стали: цифровые фотоаппараты, видеокамеры, принтеры, сканеры, копиры, ламинаторы, DVD- проигрыватели, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. По сравнению с прошлым учебным годом увеличился процент педагогов владеющих ИКТ на 50%, в том числе у педагогов с нулевым опытом работы на компьютере.

Поэтому с целью оказания помощи и поддержки педагогам, на базе нашего детского сада создана стажировочная площадка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города, которая позволит обеспечить повышение профессиональной компетенции и информационной культуры педагогов. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Возможности использования ИКТ в образовательном процессе

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения.

Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

В п. 3.4 требований к учебно-материальному обеспечению содержатся требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования, включающие общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Условия и результаты внедрения ИКТ

Повышение ИКТ-компетентности педагога

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.

Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены.

Наличие ЭОР и методик их использования

Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.

Возможность распространения опыта. Педагогические инновации

Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.

Наличие консультанта в учреждении по ИКТ

В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.

Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ

Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. В свою очередь применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование устной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • фотографии;
  • видеоролики;
  • видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
  • презентации (электронные книги, электронные выставки);
  • детские развивающие компьютерные игры;
  • возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов.

Данные материалы:

  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
  • использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
  • непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • создание дидактических игр.
  • подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей. Существуют следующие виды презентаций:
    • Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;
    • Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;
    • Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.
    • Для сопровождения концерта
    • Для проведения родительских собраний.

Именно поэтому ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами, применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений.

Из опыта работы нашего ДОУ

Для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИКТ-компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку. В практике работы зам. зав. по ВиМР ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства;
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Представление передового опыта - самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Так, на педагогических советах, мастер-классах, смотрах-конкурсах педагоги нашего ДОУ используют ИКТ как одно из главных условий совершенствование качества образовательного процесса. И ещё один немало важный показатель качества образовательного процесса ДОУ - участие педагогов во Всероссийских Интернет-проектах, марафонах.

Если мы рассмотрим Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника ДОУ , то пункт 1.4. гласит «Компетентность в областииспользования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе: лицензионных; созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и др.).

Это дает возможность при прохождении аттестации набрать как можно наивысший балл. ИКТ дадут возможность любому педагогу, воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы (их надо создавать множество), так и с трансляцией своего опыты работы. ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др. Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Именно это позволит качественно и профессионально выстроить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ как модернизированной системы в соответствии с федеральными государственными требованиями, повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ области и престиж дошкольного образования.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Компьютер: За и Против

Достоинства компьютера:

  1. Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация.
  2. В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей.
  3. При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления.
  4. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций.

Недостатки компьютера:

  1. Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
  2. Особенно это опасно для застенчивых детей.
  3. Чрезмерное обращение с компьютером может привести к нарушению осанки ребенка.
  4. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок - маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру . Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка; компьютер очень терпелив, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003
5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие
/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
8. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

9. Сологуб В.А. Методика соддания и использования мультимедийных пособий и программ: Учебное пособие.-2-е изд., до. и перераб.-М.:АПКиППРО, 2008.-92с

Лена Маслова
Использование ИКТ в ДОУ.

Современный век называют веком информационных технологий..

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо приобрести навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, заключается в следующем:

подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов; обмен опытом;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

создание электронной почты, ведение сайта;

создание презентаций в программе Power Point.

Такие специалисты в области дошкольного образования как., Комарова Т. С., Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. высказывают свою позицию «за» и «против» в использовании ИКТ в работе с дошкольниками.

Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. И это понятно. Здесь встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений.

К тому же при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд и других проблем. К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Но как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Основные направления развития ИКТ:

1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

3. Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

4. ИКТ как средство АСУ. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

Надо понимать, что ИКТ это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Основными направлениями использования ИКТ должны подчиняться следующей цели: приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Т. е. ИКТ как средство интерактивного обучения должно позволять стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Задачи проекта:

Создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители.

Обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

Разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.

Создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Значимость проекта:

Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. А именно, воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.

Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением - создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

Привлекать пассивных детей к активной деятельности;

Делать НОД более наглядными, интенсивными;

Активизировать познавательный интерес;

Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

Реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

Оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

Подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

Создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

Использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т. п.

Использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

Средства ИКТ в системе образования:

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор - радикально повышает:

уровень наглядности в работе учителя,

возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок (для сельских школ - прежде всего, спутниковая связь) - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести диктантное обучение, вести переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения, а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Интернета, в том числе - специализированные для образовательных применений.

Виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.

Позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

Информационные системы управления - обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.