Тарифы        18.06.2019   

Гашеная марка и негашеная. Создание коллекции по истории почты

История почты изучает развитие почтовых услуг век за веком . А с практической точки зрения как ветвь филателии это коллекционирование всего, что использовалось для пересылки сообщений, от клинописных табличек Древней Ассирии до макулатуры, просочившейся сегодня в ваш почтовый ящик. Хотя почтовые услуги своего рода существовали и тысячи лет назад, идея изучать связанные с ними артефакты появилась лишь в конце XIX в., через много лет после появления марок и цельных вещей.

Гашение почтовых марок

Первые филателисты предпочитали собирать неиспользованные марки . Гашения считались лишь чем-то портящим их внешний вид. Однако к 1870-м гг. некоторые коллекционеры стали присматриваться к гашениям и остальным пометкам на письмах, таким как календарные штемпели, штемпели оплаты и пояснительные пометки, а также сопроводительные и транзитные штампы, которые ставились в основном на оборотной стороне конвертов.
В Великобритании находились даже энтузиасты, путешествовавшие по стране и уговаривающие почтмейстеров и почтовых служителей дать им отпечаток своих календарных штемпелей. В официальных кругах такая практика вызывала самые мрачные подозрения. Хотя такие оттиски, поставленные на белых листах бумаги, выглядят как-то по-детски, многие из них не дошли бы до нас, не будь они сохранены таким образом. Появление бандеролей в 1883 г. дало новый толчок коллекционированию почтовых отметок, хотя до 1904 г. не все почтовые отделения Соединенного Королевства были обеспечены календарными штемпелями.
В США коллекционирование почтовых штемпелей появилось примерно в то же время. Тамошних филателистов радовало огромное разнообразие подобных штампов, так как каждый почтмейстер был уполномочен изготовить штемпель по своему вкусу. Помимо кругов и звезд, в США было множество фигурных гашении, которые вырезались из кусков резины или пробки. К началу XX в. во всех бесчисленных почтовых отделениях США были машины, отпечатывающие штампы в форме государственного флага страны. Именно от этих «знаменосных гашений» произошли такие распространенные в наши дни машинные штампы в форме волнистых линий.

Вы могли бы пояснить что ценнее для коллекции: гашеная марка, негашеная марка, марка на конверте, гашеная марка на конверте?

Вот такой поступил недавно вопрос, который в очередной раз заставил меня задуматься над вроде бы очевидными вещами. И я решил ответить.

Ценность для коллекции? Это можно объяснять долго, кто-то писал целую книгу на эту тему.

Поясню так. Ценность есть - выраженная в деньгах , т.е. стоимость при возможной продаже.

И есть коллекционная ценность , представляющая важное значение для филателистической оценки. Это важно при исследовательской работе и для выставления на фил. выставку.

Не гашеная марка оценивается во всех каталогах мира в 99,999999% случаев дороже гашеной, причем существенно. Часто в 3-4, и даже 10 раз выше гашеной.

Объяснений здесь несколько и они простые. Изначально не гашеная марка может использоваться по назначению, т.е. приравнивается к средствам оплаты . Второе , негашеная марка выглядит лучше, штемпель не закрывает рисунок и надписи. Поэтому многие собирают и хотят иметь в своих коллекциях НЕ гашеные марки, в следствие этого третья причина - спрос на них выше, соответственно и цена.

Исключение , когда гашеная марка бывает дороже чистой (и это отмечено в каталогах), это когда в периоды инфляций и всяких катаклизмов марки не успевали использоваться по назначению. Т.е. не проходили почту, и поэтому прошедшие почту являются редкими. А чистые - можно найти даже листами и не зависимо от года давности, даже 19 века. Но только для гашеных марок важно условие, чтобы штемпель был читаем.

Вот как раз почтовый штемпель, и в особенности конверт с маркой (марками), прошедший почту и является "коллекционной ценностью". Коллекционеров - собирателей цельных вещей (конвертов,карточек,писем и пр.) существенно меньше, чем просто собирателей марок. Но и хорошо сохранившихся конвертов, с уникальными штемпелями, - тоже мало. Есть конверты - единственные в своем роде.

Итак , если говорить о ценности. приравненной к стоимости, то она в любом случае определяется рынком, т.е. спросом и предложением. Каталоги и пытаются отслеживать именно эту ценность.

Коллекционную ценность оценить сложнее. Но в большинстве случаев "интересный" конверт с маркой, прошедший почту, стоит дороже, чем просто эта чистая марка.

Хочу продолжить коллекцию деда, а для этого нужно лучше ориентироваться в теме, чтобы при обмене не обманывали те, кто в филателии варится десятилетиями.

...."продолжить коллекцию деда" - дело хорошее. Если Вы ожидаетет совета, то он таков:

выберите тему (направление), которое Вам более по душе. Возможно это будет хронология, т.е. марки которые описаны в каталогах. Начните закрывать "дырочки", оставленные дедом. Замену плохих по состоянию марок на хорошие, гашеные - на чистые.

Обмена как такового сейчас не практикуется. Если у Вас есть в наличии так называемый обменный фонд, или просто марки не в Вашей теме, то их придется продавать, А уж покупать то, что в тему.

Каталоги дают цены к сведению. И в основном эти цены ориентированы на продажу марок в салонах, типа "Библиоглобуса". Всегда коллекционеры стараются покупать марки в % от цен каталога, бывает и всего за 10-20%. Например марки СССР с 1961 года можно искать даже за 50-60% от каталога Соловьева (у Загорского цены повыше). Марки 30-50 годов - за 70-90%.

Но продавцы конечно хотели бы продать за все 100%....

Обманывать Вас конечно будут! А как без этого? Но если Вы не будете спешить, то больших ошибок не наделаете и опыт приобретете.


Марка СТО
- (перевод английского термина "С ancelled-Т o-О rder", от сокращения которого появился часто употребляемый в России термин - СТО) - почтовая марка, погашенная почтовым штемпелем по просьбе клиента или организаций уполномоченной на это государством.

В России такой организацией до недавнего времени являлась ИТЦ "Марка", согласно п. 3.3. Положения о Государственных знаках почтовой оплаты РФ №115 от 26 мая 1994 года:"...Издатцентру "Марка" разрешается изготавливать на предприятиях Гознака или самостоятельно часть тиражей Государственных знаков почтовой оплаты в гашеном виде."

И хотя в настоящее время из этого положения изъяты полностью пункты 2 и 3 (в т.ч. и п. 3.3), однако в прошлом почта СССР и РФ активно изготовляла СТО. Думаю, что в современной редакции такая законодательная возможность имеется.

А теперь более подробно о возникновении СТО (в дальнейшем будем использовать для краткости этот термин). Кто-то не поленился и подсчитал, что во всем мире за первые 10 лет существования почтовой марки (1840 -1850 гг.) в 11 странах было выпущено всего 44 марки. Вдумайтесь в эту цифру - за 10 лет выпущено всего 44 марки, это чуть больше 1 марки в квартал. Теперь можно понять первых коллекционеров, которые успешно собирали «весь мир». Известные филателисты 19 века утверждали, что первые марки в их коллекциях появились в конце сороковых - начале пятидесятых годов, т.е. примерно через 10 лет после выпуска «черного пенни». И можно понять издателей, которые выпускали для коллекционеров иллюстрированные альбомы «Для марок всего мира».

Следует отметить, что до 1871 года, когда в Перу вышла первая (что касается слова первый, то тут всегда возникают и другие претенденты на этот титул) памятная (коммеморативная) марка, посвященная 20-летию открытия железнодорожной линии Лима - Каллао, сюжет почтовых марок был довольно прост. На почтовой марке изображали портрет главы государства, просто цифру номинала, аллегорический рисунок. Памятная марка резко изменила ситуацию. Так как юбилеев в мире много, то и число марок начало резко расти. Памятные марки были значительно привлекательнее традиционных почтовых марок, поэтому ряды филателистов тоже начали быстро расти. В результате появился эффект «снежного кома».

Первые коллекционеры собирали марки купив их на почте или сняв нужную марку с конверта. Сколько же ценнейших марок было погублено при этом. Когда же число марок и стран, выпускавших их, стало резко расти, то они стали прибегать к услугам торговцев. И все чаще стали спрашивать для коллекций гашеные марки т.к. коллекционировать чистые марки стало финансово достаточно накладно. Эту тенденцию уловили почтовые администрации и в продаже появились почтовые марки погашенные специально для коллекционеров. Ведь они стоили в несколько раз дешевле не гашенных и при этом значительно отличались (в лучшую сторону) своим внешним видом от марок снятых с конверта. Это было выгодно и коллекционерам и почтовым администрациям, которые получали от торговцев деньги, значительно превосходящие их полиграфические затраты.

Трудно сказать, когда началась эра гашения почтовых марок по заказу. Они получили популярность, ну а дальше начал действовать закон рынка "Спрос рождает предложение". Основное отличие марок СТО от марок, погашенных почтой в процессе оплаты почтовых услуг - наличие оригинального клея.

Думаю, что никто не оспорит тезис, что СТО - это практически единственная возможность купить полные серии почтовых марок по приемлемой цене, потому что на покупку чистых не у всех хватает средств. Собрать же гашеную полную серию, т.е чтобы все марки серии прошли реальное почтовое обращение, крайне трудная задача, иногда вообще не реальная. Вспомним период начала коллекционирования большинства из нас - детский возраст, огромный интерес, но нет никакой возможности купить полные серии не гашеных марок. СТО же многим предоставляли эту возможность, увеличивая численность филателистов, многие из которых позднее, став известными коллекционерами, могли и пересмотреть свое отношение к СТО.

Замечу, что ряд коллекционеров с большим предубеждением относятся к СТО. Однако такая позиция, думаю, не совсем верна. Каждый коллекционер делает собственный выбор. Не нужно думать, что СТО это изобретение нашей советской (российской) почты и почт бывших стран народной демократии. Они существуют во многих, причем очень известных в филателистическом мире странах. Вот перед Вами многочисленные СТО Франции. И многие коллекционеры с удовольствием их покупают. Просмотрел выставочный регламент ФИП. Там нигде нет упоминания о запрете СТО для экспонирования.


Но продолжим историю СТО. На первых порах для выполнения решения об изготовлении СТО организация, выполняющая этот заказ выделяла работников, давала им в руки почтовый штемпель и они начинали методично гасить листы почтовых марок. Затем это процесс решили немного механизировать. Наверное стали использовать какие-то механизмы чтобы облегчить процесс гашения марок. В конце концов кто-то сообразил, что этот процесс можно осуществить прямо в процессе печати почтовых марок. При этом гашение марок в листе происходит очень аккуратно, одним оттиском гасится сразу 4 марки и ручной труд вообще исключается.



Когда гашение почтовых марок происходит в типографии, то последовательность операций не всегда совпадает со вроде бы очевидной схемой: вначале полностью печатается типографский лист марок, а только затем происходит гашение этого листа почтовым штемпелем. На практике эту последовательность задает технолог, поэтому иногда получается так, что на некотором этапе на поверхность типографского листа наносится оттиск почтового штемпеля, а уж потом допечатывается сама почтовая марка или часть ее. В результате возникает сюрреалистическая картинка - какая-то из красок почтовой марки может получиться сверху черной краски штемпеля.

Когда коллекционеры это заметили, то марки СТО стали одним из излюбленных объектов исследования, наравне с поиском разновидностей. Появились и публикации на эту тему в различных филателистических журналах. Что касается советских (российских) СТО, то гашение их производится настоящим почтовым штемпелем, который часто оставляет видимые вмятины на оборотной стороне марки. В некоторых странах даже штемпель на марках СТО производится офсетным способом.

Однако, несмотря на все споры о почтовых марках погашенных по заказу (СТО) они остаются и будут оставаться предметом коллекционирования, т.к. они наиболее доступны для начинающих филателистов и часто являются той питательной средой на которой может вырасти в будущем какой-нибудь известный и уважаемый коллекционер.

Есть еще одна, самая первая, т.к. по времени более ранняя, причина появления СТО. Встречаются случаи, когда по каким-то причинам отпечатанный тираж почтовой марки становится невозможно использовать по назначению. В этом случае, что бы как то оправдать свои расходы, почтовая администрация аннулирует оставшийся запас почтовых марок, нанеся на марки какой-то знак и продает эти марки коллекционерам по скромным ценам.

Для примера можно привести цитату из каталога Скотт (речь идет о марках Испании):" Марки выпусков 1854-1882 гг., погашенные тремя параллельными горизонтальными полосками или тремя линиями - нераспроданные остатки ". Подобные случае были и в истории земских марок России (например марка №1 (1897 год) Новоузенской почты Самарской губернии - в каталоге Чучина написано: "...чаще всего эти марки перечеркнуты красной или синей чернильной полосой, уничтожавшей марки в листах. Марки без таких линий ценятся выше )".

Еще на один вопрос необходимо найти ответ в самом начале филателистического пути: какие марки собирать — чистые или гашеные? Любители чистых марок считают, что марки как государственные документы должны сохранять свой первоначальный официальный вид, чистые марки более эстетичны и привлекательны, их изображения ничем не закрыты, что позволяет хорошо рассмотреть все детали, и в собрании, особенно тематическом, такие марки выглядят лучше.

Те, кто предпочитают гашеные марки, подчеркивают основную роль марок — свидетельствование об оплате пересылки почтового отправления, что подтверждается оттиском штемпеля. Четкий оттиск штемпеля с названием почтового учреждения и датой на старых марках нередко помогает филателистам в исследовании особенностей почтового обращения, в раскрытии определенной темы и т.д. Впрочем гашения на марках последних лет — так называемые гашения любезности — ни о чем не свидетельствуют, они производятся почтовыми администрациями для того, чтобы филателисты могли купить марки по ценам, значительно ниже номинала.

Гашеные марки менее подвержены заболеваниям и деформации, причиной которых часто является клей, а с гашеных марок его "не грех" и смыть. С гашеных марок легче снимать наклейки, их проще крепить к листам — не нужны клеммташи-кармашки - и аккуратно обведенные рамками марки лучше выглядят в альбоме или на выставочных листах. Не будем останавливаться на других аргументах в пользу тех или иных марок, однако подчеркнем, что абсолютное большинство гашеных марок в три- четыре раза дешевле чистых, они более доступны.

На филателистических выставках экспонаты юных филателистов, состоящие целиком из гашеных или негашеных марок, в основном оцениваются одинаково. Невыгодное впечатление производят только экспонаты, в которых гашеные марки смешаны с чистыми, но и это допустимо. Желательно только не смешивать их на одном листе. И все же объективности ради скажем, что потодавляющее большинство взрослых филателистов, если им позволяют финансовые возможности, предпочитают собирать чистые марки. Лишь в последние годы, после повышения в 1982 г, цен на советские марки прошлых лет, некоторые начинающие взрослые филателисты решают собирать советские марки 40 — 50-х годов гашеными. Большинство юных филателистов территориальные (генеральные) коллекции марок последних лет формируют из чистых марок, а тематические собрания — преимущественно из гашеных. Мы изложили лишь некоторые соображения, а выбрать направление, объем собрания, отдать предпочтение чистым или гашеным маркам должен сам юный филателист, руководители могут лишь советовать.