Оплата        21.10.2019   

Синхронные инструменты. Общение в интернете

В случае взаимодействия без буферизации, процесс-отправитель направляет получателю запрос на передачу данных и продолжает свою работу. Этот запрос будет ожидать от процесса-получателя готовности к приему данных и соответствующего вызова командыreceive() , после чего начнется собственно передача данных. Взаимодействующие процессы смогут узнать об окончании сетевого обмена и, следовательно, о возможности работать с передаваемыми и принимаемыми данными без риска их повреждения с помощью команд, проверяющих признак завершения операцийsend() илиreceive(). Эта ситуация иллюстрируется рис. 1.9а.

В случае буферизованного взаимодействия, отправитель инициирует копирование передаваемых данных из своего буфера в дополнительный буфер отправки и сразу продолжает работать. При этом дальнейшая обработка передаваемых данных процессом-отправителем становится безопасной в момент завершения операции копирования. На стороне получателя командаreceive() инициирует перемещение данных из дополнительного буфера приема в адресное пространство получателя и возвращает управление в вызвавший процесс. Стоит отметить, что возращение управления произойдет даже в том случае, если данные еще не поступили от отправителя в дополнительный буфер приема. При этом запрос от командыreceive() будет ожидать поступления данных. Как видно из рис. 1.9б, использование механизма неблокирующей буферизованной отправки/ получения позволяет уменьшить время, в течение которого работа с передаваемыми и принимаемыми данными является небезопасной.

Таким образом, блокирующие примитивы взаимодействия обеспечивают простоту программирования и гарантируют выполнение семантики передачи данных, в то время как неблокирующие операции применимы для увеличения производительности компьютерных систем за счет маскирования издержек обмена данными. Однако в последнем случае разработчикам ПО приходится следить за тем, чтобы приложение не обращалось к передаваемым и принимаемым данным до завершения операций отправки или приема. Поэтому большинство современных библиотек, реализующих операции обмена сообщениями, обычно предоставляют как блокирующие, так и неблокирующие примитивы.

1.5.5. Синхронный и асинхронный обмен сообщениями

Основной смысл определения блокирующих и неблокирующих операций отправки и приема данных заключается в описании локального поведения вызывающего процесса без учета хода выполнения других процессов. А именно, блокирующие примитивы возвращают управление вызывающему процессу при завершении копирования данных из адресного пространства процесса-отправителя или в адресное

пространство процесса-получателя, неблокирующие – лишь начинают соответствующую операцию. Имеет смысл рассматривать взаимодействие также сглобальной точки зрения. В этом контексте различают синхронный и асинхронный механизм обмена сообщениями.

Синхронный обмен сообщениями. При синхронном обмене сообщениями отправитель и получатель дожидаются друг друга для передачи каждого сообщения, и операция отправки считается завершенной только после того, как получатель закончит прием сообщения.

Завершение синхронной операции send() свидетельствует не только о том, что семантика передачи данных оказывается обеспеченной, но и о том, что получатель достиг определенной точки в ходе своего выполнения, а именно вызова соответствующей операцииreceive() . Поэтому процессы не только обмениваются данными, но и синхронизируют свое выполнение во времени.

Другое преимущество синхронного обмена сообщениями заключается в том, что для передачи сообщения не требуется использования дополнительных буферов, т.к. синхронная операция send() все равно не сможет завершиться, пока не будет вызвана соответствующая операцияreceive() . Хотя, конечно, возможна реализации этих примитивов и с использованием буферизации. Важно отметить, что синхронная операцияreceive() после получения сообщения должна отослать соответствующее подтверждение (англ.acknowledgement ) отправителю для завершения операцииsend() .

В случае использования блокирующих примитивов взаимодействия передача сообщения с помощью пары вызовов send() иreceive() может рассматриваться как одна атомарная операция.

Асинхронный обмен сообщениями. При асинхронном обмене сообщениями не происходит никакой координации между отправителем и получателем сообщения. Для завершения операции send()отправителю не требуется дожидаться приема сообщения процессом-получателем. При отправке нового сообщения, отправителю неизвестно, получено ли его предыдущее сообщение, направленное этому же или, возможно, другому получателю. Поэтому, если канал связи между отправителем и получателем не сохраняет порядок передаваемых по нему сообщений, т.е. не обеспечивает свойство FIFO (англ. First In First Out), получатель может принимать сообщения в другом порядке, нежели они были переданы отправителем. Асинхронной операции receive()нет необходимости отсылать отправителю подтверждение (англ. acknowledgement) о приеме сообщения.

Преимуществом асинхронного обмена сообщениями является возможность перекрывать вычисления отправителя и получателя во времени, т.к. процессы не будут ожидать друг друга для передачи каждого сообщения.

В связи с тем, что отправка и прием сообщения не синхронизированы во времени, передача сообщения с помощью блокирующих примитивов требует наличия дополнительных буферов для размещения отправленных, но еще не полученных сообщений. Как уже обсуждалось, в этом случае необходимо определить поведение операции send() в ситуациях переполнения буфера. Если блокировать отправителя до освобождения требуемого пространства, то непредсказуемо может возникнуть ситуация взаимной блокировки процессов. Если сообщение отбрасывать, то коммуникацию нельзя считать надежной.

1

В сфере образования все большую нишу занимает дистанционное обучение, постепенно наращивая свой потенциал. Это обусловлено тем, что в современном обществе важными критериями эффективности получения знаний являются, экономия времени, гибкость и качество образования. Конечно, немаловажным, а иногда и первоочередным фактором является стоимость, которая почти всегда более привлекательна по отношению к классическому обучению.

При всех положительных преимуществах, у дистанционной системы образования есть и слабая сторона - общение и обратная связь. Большинство систем создавались не с целью обучения, а самообразования обучаемых. Иными словами обучаемый (далее «студент») получает базис знаний в виде электронных книг, лабораторных практикумов и систем тестирования знаний. Это дает основу для дальнейшего самостоятельного изучения. Однако такой односторонний подход без диалога между преподавателем и студентами не дает возможности полноценно осваивать материал, обмениваться мнением и дополнять информацию. Решением такой проблемы являются средства коммуникаций.

Асинхронные - средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести:

  • Форумы и доски объявлений. Удобство их использования заключается в публичном обмене опытом, знаний и любой другой информации. Достаточно создать новую тему (топик) или присоединиться к существующим, затем оставить свои сообщения. Информация будет доступна всем участникам процесса, что позволит в любой момент ответить или прочитать сообщение. В свою очередь, доски объявлений играют схожую роль, но ограничены по функционалу, поэтому наименее популярны. Такой способ обратной связи имеет положительную сторону - накопление информации. Все проведенные дискуссии можно прочитать и добавить свой ответ к ним в любое время.
  • Электронная почта. Одно из первых средств коммуникаций в интернете и все еще не менее популярное других. Целенаправленные вопросы, ответы или утверждения можно отправлять любому участнику процесса обучения на электронный адрес. Однако все чаще спам-фильтры блокируют письма, тем самым нарушая диалог и делая его ненадежным. Этот вид связи подходит только для персонального «адресного» общения, делая затруднительными публичные обсуждения. Накапливать материалы в виде электронных писем крайне неудобно, как и хранить их длительное время.
  • Wiki . Относительно новый и популярный способ обмена информацией. Это - веб-сайт, содержимое которого наполняется любым участников обучения, с возможностью многократного
    редактирования и внесения новых данных. Групповое участие в создании материала делает процесс интересным, вовлекая студентов в формирование базиса знаний. Возможность редактирования является не только сильной стороной wiki, но и слабой. Злоупотребление
    возможностью менять содержимое и вносить свои данные может привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо ограничение прав и постоянный контроль.

Синхронные - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения.

    Голосовые и видео конференции. Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного.

  • Текстовые конференции (чаты). Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с 3-я и более участниками процесса дистанционного обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие визуального контакта, а со стороны преподавателя, невозможность проверить с кем он действительно общается. Это особенно важно в моменты тестирования и проверки знаний, например при проведении дистанционных экзаменов или семинаров.

Достоинства и недостатки средств коммуникаций

Несомненно, какими бы ни были электронные книги, с использованием анимации, красочных иллюстраций и графиков, ничто не сможет заменить непосредственное общение между преподавателем и студентами. Именно это является одним из самых важных элементов системы дистанционного обучения. Рассматривая синхронные и асинхронные средства коммуникаций, стоит выделить их главные преимущества и недостатки.

Эмоциональный контакт. Преимущества асинхронных средств коммуникаций в дистанционном образовании связаны с накоплением знаний и обменом информации. С психологической точки зрения, студенты могут ощущать себя более свободно, находясь в неформальной обстановке вне учебного заведения, свободно излагать и заранее формулировать свои мысли, не боясь быть неправильно воспринятыми. Независимость от времени и места является важным преимуществом, однако, часто сказывается отрицательно, когда речь идет о контроле и дисциплине.

В асинхронных средствах коммуникаций отсутствует непосредственная связь. Студенты не имеют возможности удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. Последнее заключается в смене негативных переживаний, связанных с неопределенностью процесса обучения, на установление доверительного общения участников.

В диалоге всегда присутствует некоторая компонента невербального контакта, который вполне может перейти в эмоциональную зависимость. При его полном отсутствии многие учащиеся испытывают психологический дискомфорт и сталкиваются с трудностями сосредоточения. Отсюда появляется новая проблема с усвоением материала; на процесс обучения уходит значительно больше времени.

Для решения такой задачи обойтись без синхронных средств коммуникаций становится затруднительно. Необходимо комплексное использование всех типов диалога для получения максимальной эффективности. Рационально свести к минимуму обезличенную коммуникацию для эмоционального насыщения. Добиться этого можно путем представления максимальной информации о преподавателях, включая личные качества. Можно создать личные профили, доступные публично, с фотографиями, видеоматериалами, научными трудами и описаниями произошедших событий с их участием, а так же постоянно находясь в контакте посредством синхронных средств коммуникаций.

Иллюзия общения. Бытует мнение, что интерактивные технологии или игровые методы обучения смогут легко заменить или приблизить к живому общению с преподавателем. Возможно, когда-нибудь это действительно станет реальностью при наличии искусственного интеллекта, только тогда сам интеллект заменит преподавателя. Однако сейчас интерактивность ограничена набором заранее продуманного функционала в системе дистанционного обучения, основанного на вопросах и ответах, выраженных будь то игрой или какими-то действиями. В данный момент можно говоришь лишь о вспомогательных свойствах интерактивности, а не замене обратной связи.

Процесс обучения с применением мультимедийных и интерактивных технологий, как для получения знаний,так и для тестирования, делает систему дистанционного обучения увлекательной и эффективной, внося новизну и инновационный подход к преподаванию. Тем не менее, ряд проблем, связанных с пониманием учебного материала, организации обучения, обменом мнений со студентами и преподавателем складывается из-за одностороннего подхода к разработке и применению систем дистанционного обучения. Так, например, при локальном использовании системы, невозможно проконсультироваться по возникшему вопросу или обсудить новые идеи с соучастниками обучения.

Составители базисов знаний имеют определенный уровень знаний и, составляя электронные курсы, могут использовать специфические термины, либо в сокращенной форме излагать суть предмета, что влечет за собой массу вопросов со стороны студентов. Недопонимание материала - это одна из важных проблем, которые могут возникнуть только лишь при использовании локальных систем дистанционного обучения. В полной мере решить такие задачи способен комплексный подход, используя все инструменты обучения, включая средства коммуникаций.

Эффект присутствия. Только личный контакт, непосредственно, с преподавателем и всеми участниками учебного процесса может способствовать полноценному получению знаний и обмену опытом. Здесь стоит рассмотреть синхронные средства дистанционного обучения, способные создать эффект присутствия в аудитории, независимо от удаленности всех участников друг от друга. Использование голосовых и видео конференций позволяет ощутить личный контакт, как с преподавателем, так и другими студентами. Преимущества конференций в отличие от живого общения, опять же, заключаются и в психологическом аспекте - в любой момент можно отключить показ своего видео изображения, отключить звук или текстовый чат, либо ограничить общение только с определенным кругом лиц. Контроль диалога, посредством конференции, дает больше уверенности студенту и позволяет ему сосредоточиться на изучаемом материале.

Дисциплина и мотивация. Несмотря на все положительные стороны дистанционного образования, существуют проблемы дисциплины и мотивации. Предоставленная свобода выбора инструментов обучения, времени и места является, несомненно, большим преимуществом, однако преимущество является и недостатком. При локальном использовании систем дистанционного обучения, или с применением асинхронных способов, процесс освоения материала расслабляет студентов, позволяя отложить на более поздний срок. Здесь свойственны человеческие факторы: ответственность и мотивация.

Решением проблемы может служить использование синхронных средств коммуникаций, преимущественно видео конференций. Это поможет мотивировать студентов к изучению материала, обсуждению текущих вопросов и установить контроль над обучением. Достаточно установить определенные временные рамки, когда участники процесса начинают и заканчивают видео трансляцию. Контроль времени и установление личного контакта «лицо в лицо» позволит повысить внимание к изучаемой дисциплине, сделать организованными и контролируемыми проведение лекций и семинаров. В свою очередь, осуществляя проверку знаний у студентов, преподаватель может быть уверен, что ведет диалог именно с тем, кого видит. Визуальный контакт практически исключает вероятность злоупотребления использования системой дистанционного обучения.

Информационные технологии. Основой средств коммуникаций дистанционного обучения являются информационные технологии. Их развитость влияет на использование тех или иных инструментов. Для осуществления полноценной передачи материала по дисциплине и осуществления видео конференций необходима скорость не менее 384 кб/с, что требует использования широкополосного интернет канала, либо локальной сети.

Распространение высокоскоростного интернета в России все еще находится на недостаточном уровне для использования всех преимуществ электронного образования. По данным аналитического агентства «J´son & Partners» за первое полугодие 2008 г., которые также соотносятся с выводами ВЦИОМ, ежемесячная аудитория пользователей российского сегмента интернета за указанный период составила около 25 миллионов человек или около 18% россиян. Наиболее активная ее часть, которая использует интернет не реже раза в неделю, составила 14 миллионов человек. В дальнейшем основным катализатором роста внимания к интернет станет развитие широкополосного интернет доступа в регионах. В I полугодии 2008 г. проникновение в России составило 8,3 миллиона домохозяйств, а к 2010 г. оно достигнет 17,5 миллионов, то есть чуть менее 40 миллионов человек будут регулярно пользоваться интернетом.

Развитость информационных технологий важна не только для установления диалога между участниками дистанционного обучения, но и передачи больших объемов информации.

Мультимедийные характеристики содержания дистанционного обучения постоянно улучшаются. Видео становится высокоточным (Full HD), изображения увеличивают свой размер и сохраняются с наименьшими потерями, звук становится менее сжатым, что увеличивает объем контента до десятков, а иногда сотен гигабайт. Оперирование таким информационным потоком требует в свою очередь большой производительности технических устройств и коммуникаций.

Перспективы развития

Перспективность и востребованность средств коммуникаций в дистанционном обучении очевидна. Развитие информационных технологий, необходимость большей гибкости образования, качества и сохранности данных требуют новых подходов. Видео и голосовые конференции, а так же комплекс

асинхронных средств коммуникаций способствуют установлению межличностного диалога непосредственно друг с другом, с возможностью публичного обсуждения и вовлечение в дискуссию любого из участников процесса. Это благоприятно сказывается на подаче и освоении материала, а так же укреплению дисциплины и личностных качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Демкин В.П., Можаева Г.В., Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения, 2003. Т., ТГУ
  2. Куликов Л.В., Эмоциональное насыщение коммуникации в дистанционном обучении // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции, Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. - СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. С. 84. ISBN 5-8465-0220-2
  3. Симакина А., «Аудитория Рунета удвоилась», 2008. М., internet.cnews.ru

Работа представлена на IV общероссийскую научную конференцию, «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 17-19 февраля 2009 г. Поступила в редакцию 03.02.2009

Библиографическая ссылка

Мальцев А.О. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 3. – С. 106-109;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2327 (дата обращения: 26.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

) мы рассматривали вопросы взаимодействия с серверами БД с помощью SQL и веб- и EJB-компонентов. Тогда речь шла о синхронном взаимодействии клиентов и серверов.
«Синхронное взаимодействие» в первоначальном понимании означало, что при передаче информации (в том или ином виде) от одного приложения к другому приложение-отправитель («клиент») переходило в режим ожидания отклика на запрос от приложения-получателя («сервера»). Напротив, под «асинхронностью» понималась возможность продолжить работу, не дожидаясь получения ответа.
После того как широкое распространение получили операционные среды с наличием простых и удобных средств разработки многопоточных приложений, смысл понятий «синхронное» и «асинхронное» взаимодействие изменился - просто потому, что в многопоточной среде прежнее толкование потеряло смысл.
В настоящий момент под «асинхронным взаимодействием» понимается режим передачи информации, при котором между отправителем и получателем находится «посредник», который не просто обеспечивает передачу сообщения, но и решает некоторые другие задачи, например:

    Обеспечивает возможность обработки сообщения требуемым образом в процессе доставки;

    Позволяет выбрать альтернативные маршруты доставки и/или оптимальный (в определенном смысле) маршрут;

    Обеспечивает долговременное хранение сообщения после его отправки - допустим, чтобы гарантировать надежность доставки или осуществить «отложенную» доставку;

    Размножает сообщение для доставки его не одному, а нескольким получателям.

Синхронный и асинхронный режимы взаимодействия могут быть реализованы с использованием различных транспортных протоколов. Применительно к Java-технологиям очень часто синхронный вызов называют «вызовом в стиле RPC» (Remote Procedure Call), а асинхронный - «отправкой сообщения» (по-английски - messaging).
Асинхронное взаимодействие в стиле messaging занимает важное место в распределенных системах. Пожалуй, основными достоинствами такого способа взаимодействия являются:

    Простота использования API;

    Гарантированная доставка сообщений;

    Возможность получения сообщений без создания серверных приложений.

На уровне использования языка Java формализацией интерфейсов такого взаимодействия является технология JMS - Java Messaging Service.

Основные понятия JMS
Основная идея использования этой технологии заключается в том, что разработчики создают только клиентские приложения, часть из которых является отправителями, а часть - получателями сообщений. Конечно, можно и отправлять, и получать сообщения в одном приложении. Сервер (его часто называют message broker) обычно создается крупными компаниями - IBM, Tibco, Sonic, и прикладные разработчики просто используют его подобно веб-серверам или серверам БД.
Как правило, перед началом работы программной системы, использующей JMS, на стороне сервера создаются так называемые администрируемые объекты. Это, во-первых, фабрики соединений (connection factories), а во-вторых, «целевые» объекты двух видов - топики (topics) и очереди (queues). Основное отличие топиков от очередей состоит в том, что топики размножают сообщение для всех, кто желает его получить, а очередь является просто каналом передачи сообщения единственному потребителю - первому, кто успел. Соответственно очереди реализуют программную модель «отправитель-получатель» (sender-receiver), а топики - «издатель-подписчик» (publisher-subscriber).
Получатель сообщений - при использовании как топиков, так и очередей - может извлекать сообщения из нужного целевого объекта в двух режимах - синхронном и асинхронном. В данном случае термины «синхронный» и «асинхронный» характеризуют режим получения сообщения в приложении-получателе.
В синхронном режиме программа-получатель явно вызывает для специального объекта-получателя, сопоставленного с требуемым целевым объектом, специальный метод (receive()). Этот метод возвращает сообщение, если оно доступно. Если сообщения нет, то вызов этого метода блокирует поток выполнения команд и программа ждет прихода сообщения.
В асинхронном режиме получатель реализует callback-метод onMessage() специального интерфейса MessageListener. Разработчик создает класс, реализующий данный интерфейс, затем - экземпляр этого класса и сопоставляет его с нужным целевым объектом. При приходе сообщения происходит вызов и выполнение кода метода onMessage().
Администрируемые объекты обычно создаются администратором брокера сообщений с использованием поставляемых разработчиками сервера специальных утилит администратора. В большинстве случаев такие объекты являются глобальными, т.е. доступны для различных приложений, а доступ к ним производится с использованием службы имен - JNDI.
Важно понимать, что JMS обеспечивает доставку сообщений только целевым объектам, а не «истинным» потребителям. Задача правильного получения событий в программе от топика или из очереди может быть весьма нетривиальной.
Важнейшим понятием JMS является сессия (session). Проще всего трактовать сессию как контекст потока, в котором выполняется передача сообщений. Фабрикой сессий является соединение (connection). В свою очередь сессия играет роль фабрики для объектов - отправителей сообщений, объектов - получателей сообщений и самих сообщений. Отправители, получатели событий и сами события представляют собой обычные локальные объекты Java. При передаче события (сообщения) выполняется его сериализация - опять-таки по обычным правилам Java.
В более сложном случае - с использованием распределенных транзакций - сессия выступает как получатель сообщений и одновременно как их диспетчер.

JMS и Geronimo/WAS CE
Использование JMS в Geronimo/WAS CE имеет определенную специфику (которая сохранится до появления версии WAS CE 1.2). Эта специфика связана с получением доступа к администрируемым объектам JMS. Суть этой проблемы (если это является проблемой) заключается в следующем: стандартный подход к применению JMS API основан на использовании глобальных (в смысле - общедоступных) администрируемых объектов. Предполагается, что они создаются администратором системы, а программный код просто использует их, причем для поиска применяется типовой для J2EE подход - использование службы имен JNDI.
Философия же Geronimo/WAS CE построена на отказе от глобальных контекстов службы имен с целью повышения производительности системы.
Это означает, что возникают определенные трудности для получения объектных ссылок на администрируемые объекты вне единого пространства XML-дескрипторов, другими словами, вне EAR-архивов J2EE.
Проблема осознается разработчиками. Конечно, радикально вопрос решается поддержкой глобального контекста JNDI и автоматической регистрацией объектных ссылок на администрируемые объекты JMS в этом контексте при развертывании этих объектов на сервере. Поддержка глобального контекста обещана в версии 1.2. Пока этого нет, используется паллиативное решение. При запуске сервера устанавливается (для версий 1.0.x сервера) конфигурация с именем geronimo/activemq/1.0/car, в которой создаются специальный экземпляр службы имен с глобальным контекстом и несколько администрируемых объектов, причем в их число входят три фабрики соединений. Получить доступ к этим объектам можно, например, с помощью такого кода:

Properties props = new Properties();

props.setProperty(Context.INITIAL_CONTEXT_FACTORY,
“org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory“);
props.setProperty(Context.PROVIDER_URL, “tcp://localhost:61616“);

Context initContext = new InitialContext(props);

Если после этого для полученного контекста вызвать метод list(), например:

NamingEnumeration enum = initContext.list(““);
while (enum.hasMore())
{
Object o = enum.next();
System.out.println(o);
}

то выводимая информация будет иметь следующий вид:

QueueConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
dynamicTopics: org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory$2
ConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
TopicConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
dynamicQueues: org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory$1

Как видно, созданы три фабрики соединений (одна - общего назначения, одна - только для топиков и одна - только для очередей). Кроме этих администрируемых объектов созданы два дочерних контекста - dynamicTopics и dynamicQueues. С точки зрения прав доступа JNDI эти контексты доступны только для чтения. Тем не менее поместить в них информацию (объектные ссылки на очереди и топики) все-таки можно.
Об использовании этих фабрик соединений и контекстов (dynamicTopics и dynamicQueues) будет рассказано ниже.
Самое важное, что надо иметь в виду при использовании JMS вместе с WAS CE: для создания администрируемых объектов нужно создать RAR-модули (коннекторы) и соответствующие им конфигурации GBeans, а доступ к ресурсам - администрируемым объектам - задается с помощью XML-дескрипторов. Это означает, что все делается быстро и просто только при использовании JMS между различными компонентами системы в составе одного EAR-архива. В противном случае разработчик должен сам обеспечить доступ к объектам JMS. В каждом конкретном случае это не представляет большой сложности.

Запуск брокера сообщений в WAS CE
WAS CE позволяет создавать и запускать несколько различных брокеров сообщений. В частности, можно использовать WebSphere MQ или другую коммерческую реализацию. По умолчанию в комплект поставки входит брокер ActiveMQ, созданный в рамках OpenSource-проекта. Он находится в конфигурации geronimo/activemq-broker/1.0/car, которая запускается по умолчанию при старте сервера. Файл конфигурации сервера.varconfigconfig.xml содержит следующее описание параметров этой конфигурации:

0.0.0.0
61616

Брокер сообщений ActiveMQ поддерживает различные протоколы взаимодействия. Консоль администратора (см. рисунок) позволяет увидеть список протоколов и соответствующие параметры настройки (в колонке навигации выбран элемент JMS Server).

Это вполне функциональный и мощный брокер сообщений, возможностей которого вполне достаточно для большинства реальных приложений.

О том, как создавать администрируемые объекты с помощью консоли администратора, вы сможете прочитать в полной версии статьи на «Мир ПК-диске».
  • II. Средства, влияющие преимущественно на рецепторы эфферентной иннервации сердца
  • А) Средства, блокирующие натриевые каналы (мембраностабилизирующие средства; группа I)
  • Автоматизация производства, ее значение и обоснованность проведения на предприятиях в РБ. Оборудование и средства автоматизации технологических процессов.
  • Видеоконференции позволяет всем участникам общаться в режиме реального времени. В данном случае используется обычно общение типа один ко многим (лекция, пресс-конференция) или многие ко многим (телемост). В ходе общения возможно использование видеодемонстраций и видеофрагментов. С помощью видеоконференции ученики могут общаться и консультироваться с учениками, учителями или специалистами, находящимися в других городах и странах, участвовать в работе круглых столов. Видеоконференции могут быть организованы и проведены в урочное (дистанционный урок) или неурочное время. Тематика конференций выбирается и согласуется заранее. Нередко в ходе конференции ученикам приходится общаться на иностранном языке с носителями языка, наблюдать за актерами, изображающими различные исторические сценки и задавать им вопросы. Видеоконференции являются той технологией, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Например, проведение лабораторных занятий в режиме видеоконференций, когда обучающий и обучае­мый «встречаются» на экранах. Дистанционные лабораторные работы проводятся в тех случаях, когда необходимо проводить учебные исследования, эксперименты, замеры на дорогостоящем оборудовании, которое имеется в другом учебном заведении. Необходимо тщательно планировать и готовить каждое учебное мероприятие с использованием этого средства общения, настраивать участников видеоконференций на новый для них режим работы, заранее изучить вопросы технической совместимости программ и уточнить время и расписание работы.

    Участие учеников и учителей в электронных и видеоконференциях поднимает на новый уровень роль коммуникаций, как на уровне ученик-учитель, так и между отдельными учениками, учителями, коллективами учебных заведений. Появилась возможность информационного взаимодействия на глобальном уровне, возможность выхода в мировое сообщество. Формируются разного рода интеллектуальные объединения, организованные исключительно по личностным интересам пользователей. Следующим шагом в расширении использования возможностей Интернет в образовании становится формирование так называемых on-line–сообществ, распределенных коллективов, которые совместно работают над созданием различных документов, цифровых информационных или образовательных ресурсов и пр.



    · IRC (англ. Interactive Relay Chat или интерактивно передаваемый разговор) – специальное программное обеспечение, позволяющее многим пользователям одновременно просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени и посылать ответы на эти сообщения.

    · ICQ (англ. «I seek you», что можно перевести как «я ищу тебя») – специальная служба для обмена короткими сообщениями в сети Интернет. Программа позволяет пользователям посылать друг другу текстовые сообщения, звуковые сообщения, файлы, участвовать в чатах. После установки и регистрации программы каждый пользователь получает личный идентификационный номер, может регистрировать других пользователей (заносить их в свою «записную книжку») и получать информацию о том находятся ли они в данный момент времени в сети или нет.

    · MOO (англ. Multi-user Object Oriented – многопользовательский объектно-ориентированный). Это специальная среда, которая обеспечивает контакт между разными категориями пользователей (учениками и учителем, учителями и работниками органов управления образованием и т.п.) в реальном времени. С помощью MOO компьютер превращается в терминал удаленной головной (host) машины, на которой имитируются виртуальные комнаты (virtual rooms). Имеется возможность создания виртуальных объектов: виртуальный слайд-проектор, виртуальный видеомагнитофон и т.д. Не требует скоростных линий и может работать даже с модемами 9600 Кбит/сек.



    · MUD (англ. Multi User Domain – многопользовательский домен). Позволяет организовать виртуальные встречи между пользователями, обмениваться сообщениями, вести дневник сообщений. Технологии MUD и MOO первоначально были ориентированы на предоставление группам пользователям возможности игры в Интернет. MUD – предшественник МОО. С помощью MUD можно создавать частные и групповые встречи. Обеспечивает MUD-почту – сообщения между участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений. Позволяет создавать ситуационные модели.

    · Telnet – специальный режим, который позволяет пользователю осуществлять дистанционный доступ из классной комнаты или из дома в другие компьютеры и использовать их ресурсы.

    Помимо выделенных выше средств синхронного и асинхронного общения рассмотрим еще несколько аспектов использования в учебном процессе средств технологии телекоммуникации.

    · FTP (англ. File Transfer Protocol протокол передачи данных). На FTP-серверах учреждений образования можно хранить файлы, содержащие разного рода цифровые информационные и образовательные ресурсы.

    · IP-телефония – специальная технология, позволяющая использовать Интернет для ведения телефонных переговоров и передачи факсов в режиме реального времени.

    · On-line Database – эта форма использования информационного ресурса в образовательной сфере, которая позволяет осуществлять поиск информации в диалоговом режиме реального времени в различных базах данных, хранящихся на подключенных к сети Интернет компьютерах. Поиск в базах данных Интернет позволяет интенсифицировать учебную и внеучебную, научную и творческую деятельность учителя и ученика. Например, при подготовке к занятиям по информатике ученик изучает самую последнюю информацию о достижениях в области информатики и информационных технологий, систематизирует и анализирует ее, выбирает главное, пишет реферат и выступает на уроке с докладом.

    · Цифровое телевидение – использует цифровое сжатое видео (Compressed Digital Video – CDV). Для использования цифрового телевидения компьютер оснащается адаптером для подключения к сети, видеокамерой, микрофоном и громкоговорителями. В последнее время в образовательных целях начинают использовать такие экспериментальные технологии, как кабельное ТВ (сable TV) и интерактивное ТВ (iTV).

    Итак, глобальные телекоммуникации принципиально изменили роль учителя как организатора познавательной деятельности учащихся, изменив характер информационного взаимодействия между учителем и учеником, между учебными заведениями и органами управления образованием, они позволяют создавать школьную информационную образовательную среду, функционирующую на основе школьного Веб – сервера; позволяют создавать, хранить и использовать в учебном процессе информационные и образовательные ресурсы предметных областей, в том числе ресурсы созданные на базе Веб-технологии. Отмечая несомненные преимущества, связанные с использованием в учебно-воспитательном процессе богатого арсенала современных технологий, следует отметить, что в новых условиях эффективность обучения во многом зависит от уровня подготовки конкретного учителя в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

    Перейти к плану лекции

    К настоящему моменту осуществляется подключение учебных заведений к глобальной сети Интернет, что открывает новые возможности применения средств коммуникационных технологий в отечественной системе образования, использования распределенных информационных и образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Всемирная информационная сеть Интернет становится не только источником информации, но и средой интерактивного информационного взаимодействия как между различными пользователями (учитель–ученик, учитель–родители т.д.), так и между пользователями и информационным Web–ресурсом. Именно благодаря сервису WWW (англ. World Wide Web – всемирная паутина) большинству пользователей Интернет обеспечивается легкий доступ к нужному ресурсу всемирной сети. В учебном процессе могут быть использованы следующие информационные ресурсы Интернет: информационные справочные системы, базы данных (базы данных библиотек, научных и учебных организаций), телевизионные программы. На занятии можно организовать просмотр информации с удаленных видеокамер, использование дисков CD-ROM или DVD, которые установлены на другом компьютере подключенном к Интернет.

    Всемирная мультимедийная среда позволяет осуществлять поиск информации, представленной в любом виде (звук, аудио, графика, анимация, видеоинформация и пр.), воспроизводить текстовую или графическую информацию, передавать звук, видеоизображение, работать с компьютерными моделями, проводить тестирование, голосовую или видеосвязь с другими пользователями сети в синхронном или асинхронном режиме.

    Различия между синхронными и асинхронными средствами общения во многом определяют методику их использования в процессе обучения. Рассмотрим вопросы использования в учебно-воспитательном процессе асинхронных и синхронных средств и систем для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между учителями, учениками и распределенными информационными ресурсами Интернет.

    Асинхронные средства обеспечивают связь с задержкой по времени. К этим средствам относят: факсимильную связь, электронную почту и электронные конференции, которые получили к настоящему времени наиболее широкое распространение в системе образования за счет простоты использования и наименьшей стоимости. Асинхронные системы основаны на следующих технологиях: WWW, FTP, E-mail, Listserv, Forum.



    Синхронные средства позволяют организовать доступ пользователя к информации в режиме реального времени. Синхронные коммуникации являются наиболее современными средствами информационного взаимодействия, основанными, в основном на технологиях IRC, ICQ, MOO, MUD. Синхронные средства общения позволяют организовать доступ к электронным учебным материалам, тестирующим системам, электронным дискуссиям в чатах, семинарам, конференциям. На занятиях в режиме реального времени ученики принимают участие в круглых столах, в обсуждении сложных тем и разделов, в дистанционных лекциях и лабораторных занятиях в режиме видеоконференций.