Оплата        03.09.2019   

Размеры типов данных си. Типы данных и переменные

В этой записи-шпаргалке приведены сведения об основных типах данных языка программирования C++ и особенности их реализации. Также, в конце записи составлена таблица с диапазонами значений этих типов.

Концепция типа данных

Основная цель любой программы состоит в обработке данных. Данные различного типа хранятся и обрабатываются по-разному. В любом алгоритмическом языке каждая константа, переменная, результат вычисления выражения или функции должны иметь определенный тип.

Тип данных определяет:

  • внутреннее представление данных в памяти компьютера;
  • множество значений, которые могут принимать величины этого типа;
  • операции и функции, которые можно применять к величинам этого тина.

Исходя из этих характеристик, программист выбирает тип каждой величины, используемой в программе для представления реальных объектов. Обязательное описание типа позволяет компилятору производить проверку допустимости различных конструкций программы. От типа величины зависят машинные команды, которые будут использоваться для обработки данных.

Все типы языка C++ можно разделить на основные и составные . В языке C++ определено шесть основных типов данных для представления целых, вещественных, символьных и логических величин. На основе этих типов программист может вводить описание составных типов. К ним относятся массивы, перечисления, функции, структуры, ссылки, указатели, объединения и классы.

Основные типы данных в C++

Основные (стандартные) типы данных часто называют арифметическими, поскольку их можно использовать в арифметических операциях. Для описания основных типов определены следующие :

  1. int (целый);
  2. char (символьный);
  3. wchar_t (расширенный символьный);
  4. bool (логический);
  5. float (вещественный);
  6. double (вещественный с двойной точностью).

Первые четыре тина называют целочисленными (целыми ), последние два - типами с плавающей точкой . Код, который формирует компилятор для обработки целых величин, отличается от кода для величин с плавающей точкой.

Существует четыре спецификатора типа , уточняющих внутреннее представление и диапазон значений стандартных типов:

  • short (короткий);
  • long (длинный);
  • signed (знаковый);
  • unsigned (беззнаковый).

Целый тип (int)

Размер типа int не определяется стандартом, а зависит от компьютера и компилятора. Для 16-разрядного процессора под величины этого типа отводится 2 байта, для 32-разрядного - 4 байта.

Спецификатор short перед именем типа указывает компилятору, что под число требуется отвести 2 байта независимо от разрядности процессора. Спецификатор long означает, что целая величина будет занимать 4 байта. Таким образом, на 16-разрядном компьютере эквиваленты int и short int, а на 32-разрядном - int и long int.

Внутреннее представление величины целого типа - целое число в двоичном коде. При использовании спецификатора signed старший бит числа интерпретируется как знаковый (0 - положительное число, 1 - отрицательное). Спецификатор unsigned позволяет представлять только положительные числа, поскольку старший разряд рассматривается как часть кода числа. Таким образом, диапазон значений типа int зависит от спецификаторов. Диапазоны значений величин целого типа с различными спецификаторами для IBM PC-совместимых компьютеров приведены в таблице «Диапазоны значений простых типов данных» в конце записи.

По умолчанию все целочисленные типы считаются знаковыми, то есть спецификатор signed можно опускать.

Константам, встречающимся в программе, приписывается тот или иной тип в соответствии с их видом. Если этот тип по каким-либо причинам не устраивает программиста, он может явно указать требуемый тип с помощью суффиксов L, l (long) и U, u (unsigned). Например, константа 32L будет иметь тип long и занимать 4 байта. Можно использовать суффиксы L и U одновременно, например, 0x22UL или 05Lu.

Примечание

Типы short int, long int, signed int и unsigned int можно сокращать до short, long, signed и unsigned соответственно.

Символьный тип (char)

Под величину символьного типа отводится количество байт, достаточное для размещения любого символа из набора символов для данного компьютера, что и обусловило название типа. Как правило, это 1 байт. Тип char, как и другие целые типы, может быть со знаком или без знака. В величинах со знаком можно хранить значения в диапазоне от -128 до 127. При использовании спецификатора unsigned значения могут находиться в пределах от О до 255. Этого достаточно для хранения любого символа из 256-символьного набора ASCII. Величины типа char применяются также для хранения целых чисел, не превышающих границы указанных диапазонов.

Расширенный символьный тип (wchar_t)

Тип wchar_t предназначен для работы с набором символов, для кодировки которых недостаточно 1 байта, например, Unicode. Размер этого типа зависит от реализации; как правило, он соответствует типу short. Строковые константы типа wchar_t записываются с префиксом L, например, L»Gates».

Логический тип (bool)

Величины логического типа могут принимать только значения true и false, являющиеся зарезервированными словами. Внутренняя форма представления значения false - 0 (нуль). Любое другое значение интерпретируется как true. При преобразовании к целому типу true имеет значение 1.

Типы с плавающей точкой (float, double и long double)

Стандарт C++ определяет три типа данных для хранения вещественных значений: float, double и long double.

Типы данных с плавающей точкой хранятся в памяти компьютера иначе, чем целочисленные. Внутреннее представление вещественного числа состоит из двух частей - мантиссы и порядка. В IBM PC-совместимых компьютерах величины типа float занимают 4 байта, из которых один двоичный разряд отводится под знак мантиссы, 8 разрядов под порядок и 23 под мантиссу. Мантисса - это число, большее 1.0, но меньшее 2.0. Поскольку старшая цифра мантиссы всегда равна 1, она не хранится.

Для величин типа double, занимающих 8 байт, под порядок и мантиссу отводится 11 и 52 разряда соответственно. Длина мантиссы определяет точность числа, а длина порядка - его диапазон. Как можно видеть из таблицы в конце записи, при одинаковом количестве байт, отводимом под величины типа float и long int, диапазоны их допустимых значений сильно различаются из-за внутренней формы представления .

Спецификатор long перед именем типа double указывает, что под его величину отводится 10 байт.

Константы с плавающей точкой имеют по умолчанию тип double. Можно явно указать тип константы с помощью суффиксов F, f (float) и L, l (long). Например, константа 2E+6L будет иметь тип long double, а константа 1.82f - тип float.

Для написания переносимых на различные платформы программ нельзя делать предположений о размере типа int. Для его получения необходимо пользоваться операцией sizeof, результатом которой является размер типа в байтах. Например, для операционной системы MS-DOS sizeof (int) даст в результате 2, а для Windows 98 или OS/2 результатом будет 4.

В стандарте ANSI диапазоны значений для основных типов не задаются, определяются только соотношения между их размерами, например:

sizeof(float) ≤ slzeof(double) ≤ sizeof(long double)
sizeof(char) ≤ slzeof(short) ≤ sizeof(int) ≤ sizeof(long)

Примечание

Минимальные и максимальные допустимые значения для целых типов зависят от реализации и приведены в заголовочном файле (), характеристики вещественных типов - в файле (), а также в шаблоне класса numeric_limits

Тип void

Кроме перечисленных, к основным типам языка относится тип void, но множество значений этого типа пусто. Он используется для определения функций, которые не возвращают значения, для указания пустого списка аргументов функции, как базовый тип для указателей и в операции приведения типов.

Диапазоны значений простых типов данных в C++ для IBM PC-совместимых компьютеров

Q: Что означает термин IBM PC-совместимый компьютер?
A: IBM PC-совместимый компьютер (англ. IBM PC compatible) - компьютер, архитектурно близкий к IBM PC, XT и AT. IBM PC-совместимые компьютеры построены на базе микропроцессоров, совместимых с Intel 8086 (а, как известно, все выпущенные позднее процессоры Intel имеют полную обратную совместимость с 8086). По сути это практически все современные компьютеры.

Различные виды целых и вещественных типов, различающиеся диапазоном и точностью представления данных, введены для того, чтобы дать программисту возможность наиболее эффективно использовать возможности конкретной аппаратуры, поскольку от выбора типа зависит скорость вычислений и объем памяти. Но оптимизированная для компьютеров какого-либо одного типа программа может стать не переносимой на другие платформы, поэтому в общем случае следует избегать зависимостей от конкретных характеристик типов данных.

Тип Диапазон значений Размер (байт)
bool true и false 1
signed char -128 … 127 1
unsigned char 0 … 255 1
signed short int -32 768 … 32 767 2
unsigned short int 0 … 65 535 2
signed long int -2 147 483 648 … 2 147 483 647 4
unsigned long int 0 … 4 294 967 295 4
float 3.4e-38 … 3.4e+38 4
double 1.7e-308 … 1.7C+308 8
long double 3.4e-4932 … 3.4e+4932 10

Для вещественных типов в таблице приведены абсолютные величины минимальных и максимальных значений.

Типы данных

Типы данных имеют особенное значение в C#, поскольку это строго типизированный язык. Это означает, что все операции подвергаются строгому контролю со стороны компилятора на соответствие типов, причем недопустимые операции не компилируются. Следовательно, строгий контроль типов позволяет исключить ошибки и повысить надежность программ. Для обеспечения контроля типов все переменные, выражения и значения должны принадлежать к определенному типу. Такого понятия, как "бестиповая" переменная, в данном языке программирования вообще не существует. Более того, тип значения определяет те операции, которые разрешается выполнять над ним. Операция, разрешенная для одного типа данных, может оказаться недопустимой для другого.

В C# имеются две общие категории встроенных типов данных: типы значений и ссылочные типы . Они отличаются по содержимому переменной. Концептуально разница между ними состоит в том, что тип значения (value type) хранит данные непосредственно, в то время как ссылочный тип (reference type) хранит ссылку на значение.

Эти типы сохраняются в разных местах памяти: типы значений сохраняются в области, известной как стек , а ссылочные типы - в области, называемой управляемой кучей .

Давайте разберем типы значений.

Целочисленные типы

В C# определены девять целочисленных типов: char, byte, sbyte, short, ushort, int, uint, long и ulong . Но тип char применяется, главным образом, для представления символов и поэтому рассматривается отдельно. Остальные восемь целочисленных типов предназначены для числовых расчетов. Ниже представлены их диапазон представления чисел и разрядность в битах:

Целочисленные типы C#
Тип Тип CTS Разрядность в битах Диапазон
byte System.Byte 8 0:255
sbyte System.SByte 8 -128:127
short System.Int16 16 -32768: 32767
ushort System.UInt16 16 0: 65535
int System.Int32 32 -2147483648: 2147483647
uint System.UInt32 32 0: 4294967295
long System.Int64 64 -9223372036854775808: 9223372036854775807
ulong System.UInt64 64 0: 18446744073709551615

Как следует из приведенной выше таблицы, в C# определены оба варианта различных целочисленных типов: со знаком и без знака. Целочисленные типы со знаком отличаются от аналогичных типов без знака способом интерпретации старшего разряда целого числа. Так, если в программе указано целочисленное значение со знаком, то компилятор C# сгенерирует код, в котором старший разряд целого числа используется в качестве флага знака. Число считается положительным, если флаг знака равен 0, и отрицательным, если он равен 1.

Отрицательные числа практически всегда представляются методом дополнения до двух, в соответствии с которым все двоичные разряды отрицательного числа сначала инвертируются, а затем к этому числу добавляется 1.

Вероятно, самым распространенным в программировании целочисленным типом является тип int . Переменные типа int нередко используются для управления циклами, индексирования массивов и математических расчетов общего назначения. Когда же требуется целочисленное значение с большим диапазоном представления чисел, чем у типа int, то для этой цели имеется целый ряд других целочисленных типов.

Так, если значение нужно сохранить без знака, то для него можно выбрать тип uint , для больших значений со знаком - тип long , а для больших значений без знака - тип ulong . В качестве примера ниже приведена программа, вычисляющая расстояние от Земли до Солнца в сантиметрах. Для хранения столь большого значения в ней используется переменная типа long:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { long result; const long km = 149800000; // расстояние в км. result = km * 1000 * 100; Console.WriteLine(result); Console.ReadLine(); } } }

Всем целочисленным переменным значения могут присваиваться в десятичной или шестнадцатеричной системе обозначений. В последнем случае требуется префикс 0x:

Long x = 0x12ab;

Если возникает какая-то неопределенность относительно того, имеет ли целое значение тип int, uint, long или ulong, то по умолчанию принимается int. Чтобы явно специфицировать, какой другой целочисленный тип должно иметь значение, к числу можно добавлять следующие символы:

Uint ui = 1234U; long l = 1234L; ulong ul = 1234UL;

U и L можно также указывать в нижнем регистре, хотя строчную L легко зрительно спутать с цифрой 1 (единица).

Типы с плавающей точкой

Типы с плавающей точкой позволяют представлять числа с дробной частью. В C# имеются две разновидности типов данных с плавающей точкой: float и double . Они представляют числовые значения с одинарной и двойной точностью соответственно. Так, разрядность типа float составляет 32 бита, что приближенно соответствует диапазону представления чисел от 5E-45 до 3,4E+38. А разрядность типа double составляет 64 бита, что приближенно соответствует диапазону представления чисел от 5E-324 до 1,7Е+308.

Тип данных float предназначен для меньших значений с плавающей точкой, для которых требуется меньшая точность. Тип данных double больше, чем float, и предлагает более высокую степень точности (15 разрядов).

Если нецелочисленное значение жестко кодируется в исходном тексте (например, 12.3), то обычно компилятор предполагает, что подразумевается значение типа double. Если значение необходимо специфицировать как float, потребуется добавить к нему символ F (или f):

Float f = 12.3F;

Десятичный тип данных

Для представления чисел с плавающей точкой высокой точности предусмотрен также десятичный тип decimal , который предназначен для применения в финансовых расчетах. Этот тип имеет разрядность 128 бит для представления числовых значений в пределах от 1Е-28 до 7,9Е+28. Вам, вероятно, известно, что для обычных арифметических вычислений с плавающей точкой характерны ошибки округления десятичных значений. Эти ошибки исключаются при использовании типа decimal, который позволяет представить числа с точностью до 28 (а иногда и 29) десятичных разрядов. Благодаря тому что этот тип данных способен представлять десятичные значения без ошибок округления, он особенно удобен для расчетов, связанных с финансами:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { // *** Расчет стоимости капиталовложения с *** // *** фиксированной нормой прибыли*** decimal money, percent; int i; const byte years = 15; money = 1000.0m; percent = 0.045m; for (i = 1; i

Результатом работы данной программы будет:

Символы

В C# символы представлены не 8-разрядным кодом, как во многих других языках программирования, например С++ , а 16-разрядным кодом, который называется юникодом (Unicode) . В юникоде набор символов представлен настолько широко, что он охватывает символы практически из всех естественных языков на свете. Если для многих естественных языков, в том числе английского, французского и немецкого, характерны относительно небольшие алфавиты, то в ряде других языков, например китайском, употребляются довольно обширные наборы символов, которые нельзя представить 8-разрядным кодом. Для преодоления этого ограничения в C# определен тип char , представляющий 16-разрядные значения без знака в пределах от 0 до 65 535. При этом стандартный набор символов в 8-разрядном коде ASCII является подмножеством юникода в пределах от 0 до 127. Следовательно, символы в коде ASCII по-прежнему остаются действительными в C#.

Теги: С++ типы данных, auto, decltype, автоматический вывод типов

Типы данных

К ак и в си, переменные в С++ должны иметь валидное имя. То есть, состоять из чисел, букв и знака подчёркивания, не должны начинаться с цифры и не должны совпадать со служебными словами, которых теперь стало больше

alignas alignof and and_eq
asm auto bitand bitor
bool break case catch
char char16_t char32_t class
compl const constexpr const_cast
continue decltype default delete
do double dynamic_cast else
enum explicit export extern
false float for friend
goto if inline int
long mutable namespace new
noexcept not not_eq nullptr
operator or or_eq private
protected public register reinterpret_cast
return short signed sizeof
static static_assert static_cast struct
switch template this thread_local
throw true try typedef
typeid typename union unsigned
using virtual void volatile
wchar_t while xor xor_eq

Как и си, С++ регистрозависимый язык.

Основные типы данных

Б азовые типы данных в C++ можно разбить на несколько групп

Знаковый тип. Переменные знакового типа могут использоваться для хранения одного символа. Самый простой тип char, размер которого равен 1 байт. Также имеются типы для представления знаков, размером больше одного байта

Вообще-то эти типы есть и в си, мы не останавливались подробно на изучении представления строк.

Целочисленные типы данных. Как и в си, могут обладать модификаторами signed и unsigned. Как и в си, основными типами являются char, int, long и long long. Ничего нового здесь не появилось.

Числа с плавающей точкой. Представлены типами float, double и long double. Ничего нового по сравнению с си.

Все описанные выше типы называют также арифметическими. Кроме них существует ещё пустой тип – void (также ничего нового по сравнению с си) и нулевой указатель. Теперь, вместо NULL с его удивительными свойствами, появился новый фундаментальный тип nullptr_t с единственным значением nullptr, который хранит нулевой указатель и равен только сам себе. При этом, он может быть приведён к нулевому указателю нужного типа.

В си++ введён булев тип. Он хранит всего два возможных значения true и false.

Си++ поддерживает также множество составных типов данных, которые будут рассмотрены позднее.

Объявление и инициализация переменных

В С++ переменные могут быть объявлены в любом месте внутри функции, а не только в самом начале блока кода В том числе, переменные могут быть объявлены и внутри цикла for.

Float a; float b; float sum; float step; a = 3.0f; b = 4.3f; sum = 0.0f; step = 0.05f; for (float i = a; i < b; i += step) { sum += i * i; } float mid = sum / (b - a) / step;

Инициализировать переменные можно при создании как в си

Int x = 0;

либо, используя конструктор

Int x(0); double d(3.2);

Кроме того, в С++ 2011 появилась т.н. uniform initialization, универсальная инициализация, которая позволяет использовать один синтаксис для инициализации любых объектов

Struct Point { int x; int y; }; struct Point position = { 3, 4 }; Point *pt = new Point{6, 8}; int length{5};

Вывод типов

В си++ 2011 служебное слово auto используется для автоматического определения типа переменных. Часто тип переменной может быть определён, исходя из правой части инициализации. В том случае, когда компилятор может однозначно определить тип, его можно задавать с помощью служебного слова auto:

Auto x = 3; //эквивалентно int x = 3; auto point = new Point; //эквивалентно Point *point = new Point

Кроме этого, есть возможность задавать тип переменной по уже имеющемуся типу, с помощью служебного слова decltype

Int intX = 42; decltype(intX) intY = 33; //эквивалентно int intY = 33; auto pt1 = new Point; decltype(pt1) p2 = new Point{2, 6}; //эквивалентно //Point *pt1 = new Point; //Point *pt2 = new Point{2, 6}

Строки

В С++ нет базового типа строка. Однако есть стандартная библиотека string, которая предоставляет класс для работы со строками.

#include #include void main() { std::string first_name = "Vasya"; std::string last_name = { "Pupkin" }; //конкатенация строк auto full_name = first_name + " " + last_name; std::string *department = new std::string("Department of copying and scanning"); std::cout << full_name << std::endl; //сравнение строк std::string a = "A"; std::string b = "B"; if (first_name.compare(last_name) > 0) { std::cout << a + " > " + b << std::endl; } else { std::cout << a + " < " + b << std::endl; } //подстрока std::string subs = department->substr(0, 10); std::cout << subs << std::endl; //замена подстроки std::cout << last_name.replace(0, 1, "G") << std::endl; //вставка std::string new_department = department->insert(department->length(), " and shreddering"); std::cout << new_department << std::endl; delete department; system("pause"); }

Со стандартной библиотекой string познакомимся поздее более подробно.

 Тип данных – это описание диапазона значений, которые может принимать переменная, указанного типа. Каждый тип данных характеризуется:
  1. количеством занимаемых байт(размером)
  2. диапазоном значений которые может принимать переменная данного типа.

Все типы данных можно разделить на следующие виды:
  1. простые (скалярные) и сложные (векторные) типы;
  2. базовые (системные) и пользовательские(которые определил пользователь).
 В языке СИ систему базовых типов образуют четыре типа данных:
  1. символьный,
  2. целочисленный,
  3. вещественный одинарной точности,
  4. вещественный двойной точности.

Подробное описание типов данных в языке СИ

тип Символьный тип Целочисленный тип Вещественный тип одинарной точности Вещественный тип двойной точности
описание char int float double
размер 1 байт (8 бит) 4 байта (32 бита) 4 байта (32 бита)
23 бита – мантисса;
8 бит – порядок;
1 бит – знак.
8 байт (64 бита)
52 бита – мантисса;
11 бит – порядок;
1 бит – знак.
диапазон значений -128 ... 127 2147483648 ... 2147483647 ±3.4Е±38
Точность до 7 знаков после запятой
±1.7Е±308
Точность до 17 знаков после запятой

В языке СИ предусмотрены модификаторы типов данных двух видов:
  1. модификаторы знака: signed и unsigned.
  2. модификаторы размера: short и long.
 Более подробно модификаторы типов описаны в таблице:

Комплексные числа в СИ

 Комплексные числа введены в стандарте C99.
  float _Complex
  double _Complex
  long double _Complex
 Все это счастье находиться в библиотеке complex.h :)

Минимальные и максимальные значения всех базовых типов данных языка СИ описаны в библиотеках: limits.h – содержит диапазоны целочисленных значений, float.h – содержит диапазоны вещественных значений.

Логический тип данных в СИ

 Стандарт С89:

  Логический тип – int
   0 – ложь (false);
   не 0 – истина (true). Т.е как такового логического типа не создано, а вместо него используется int.
 Стандарт С99:
  Логический тип - _Bool
 Ключевые слова: bool true false
А это счастье в библиотеке stdbool.h

Операторы объявлений

 Переменная – именованная область памяти вычислительной машины, предназначенная для хранения значений определенного типа, с произвольным методом доступа: чтение и запись. Имя переменой – разрешенный идентификатор языка СИ не использовавшийся ранее для обозначения других переменных, типов, элементов перечислений или имен функций. Оператор объявления переменных имеет следующий синтаксис: тип имя1[,имя2[,...]]; Примеры:
 int a, b, c;
 double x, y;
 char ch;
 Есть некоторые негласные правила, т.е исполнения который является хорошим тоном, но делать это не обязательно:
  1. каждое объявление переменных нового типа начинается с новой строки;
  2. из названия переменной должно быть понятно зачем она и что в ней будет храниться(хотя иногда из-за таких вот информативных названий скорость написания кода падает, т.к некоторых заносит и они называют переменные целыми предложениями);
  3. поэтому появляется правило: название переменной не должно быть слишком длинным;
  4. после объявления переменной очень желательно в комментариях пометить зачем она;
  5. необходимо разделять имена переменных пробелами.
 Оператор объявления переменных с инициализацией имеет следующий синтаксис: тип имя1[=значение1][, имя2[=значение2][,...]]; Примеры:
 int a=26, b=032, c=0x1A;
 double x=2.5e2,y=0x1.ffe-3;
 char ch=’Z’;

Константы в СИ

 В языке СИ присутствует три вида констант:
  1. целочисленные,
  2. вещественные,
  3. символьные.
 Целочисленные константы
  1. Десятичная константа указывается десятичным числом в обычной форме.
  2. Восьмеричная константа указывается числом, начинающимся с цифры ноль и содержащим цифры 0...7.
  3. Шестнадцатеричная константа указывается целым числом с префиксом 0x или 0X, содержащим цифры 0...9 и буквы латинского алфавита a...f, A...F.
 Вещественные константы записываются в десятичной или шестнадцатеричной системе исчисления. Позиция запятой указывается точкой, экспонента указывается после латинской буквы e (или E). Символьным константам предшествует символ \, это так называемое "экранирование" . В языке СИ присутствуют специальные символы:
  ‘\’’ – одинарная кавычка,
  ‘\”’ – двойная кавычка,
  ‘\\’ – обратный слеш,
  ‘\?’ – знак вопроса,
  ‘\a’ – звуковой сигнал,
  ‘\b’ – удаление символа,
  ‘\f’ – прокрутка страницы,
  ‘\n’ – перевод строки,
  ‘\r’ – возврат каретки в начало строки,
  ‘\t’ – горизонтальная табуляция,
  ‘\v’ – вертикальная табуляция.

В языке СИ можно также создавать переменные, имеющие константное значение (их значение нельзя изменить). Объявление таких «переменных» имеет следующий синтаксис: const тип имя1=значение1[,имя2=значение2[,...]]; Примеры:
  const unsigned int x=80, y=25;
  const double pi=3.1415;

Оператор создания типов данных в СИ

 Оператор typedef используется для создания пользовательских типов данных, синтаксис его использования: typedef имя_старого_типа имя_нового_типа; Пример:
  typedef unsigned int word;
 В СИ согласно стандарту, определение типов может производиться практически в любом месте программы(т.е нет строго определенного блока для определения типов данных).Функция для определения размера типа, или переменной какого-либо типа: sizeof, она возвращает количество занимаемых байт в памяти. Пример:
  sizeof(int) //вернет 4
  sizeof(char) //результат 1
  sizeof(double) // вернет 8

Кроме разделения данных на переменные и константы, существует классификация данных по типу. Описание переменных прежде всего состоит в объявлении их типа. Тип данных характеризует область их значений и форму представления в памяти компьютера. Каждый тип характеризуется набором выполняемых над данными операций. Традиционно в универсальных языках программирования существуют такие стандартные типы, как целый, вещественный, символьный и логический 3 . Сразу отметим, что логического типа в Си нет. Выражение (в частном случае, переменная) считается истинным, если оно отлично от нуля, в противном случае оно считается ложным.

Существование двух числовых типов (целого и вещественного) связано с двумя возможными формами представления чисел в памяти компьютера.

Данные целого типа хранятся в форме представленияс фиксированной точкой . Для нее характерны абсолютная точность представления чисел и выполнения операций над ними, а также ограниченный диапазон значений чисел. Целый тип используется для данных, которые в принципе не могут иметь дробной части (количество людей, машин, и т.д., номера и счетчики).

Тип вещественный соответствует форме представления чиселс плавающей точкой , для которой характерны приближенное представление числа с заданным количеством значащих цифр (знаков мантиссы) и большим диапазоном порядка числа, что обеспечивает возможность представления как очень больших, так и очень малых по абсолютной величине чисел. В силу приближенного представления данных вещественного типа ихнекорректно сравнивать на равенство .

В современных реализациях универсальных языков программирования обычно существует несколько целых и несколько вещественных типов, каждый их которых характеризуется своим размером отводимой под одно значение памяти и, соответственно, своим диапазоном значений чисел, а для вещественных типов - и своей точностью (числом цифр мантиссы).

Данные символьного типа принимают значения на всем множестве допустимых для данного компьютера символов. Для хранения одного символьного значения отводится один байт, кодирование символов осуществляется в соответствии со стандартной таблицей кодирования (обычноASCII).

В Си имеется 4 базовых типа:

char - символьный тип;

int - целый тип,

float - вещественный тип одинарной точности,

double - вещественный тип двойной точности.

Для задания производных типов используются квалификаторы :short (короткий) - используется с типомint ,long (длинный) - используется с типамиint иdouble ;signed (со знаком),unsigned (без знака) - применимы к любому целому типу. При отсутствии словаunsignedзначение считается знаковым,т. е. по умолчанию принятоsigned. В силу допустимости произвольного соединения квалификаторов и названий базовых типов один тип может иметь несколько обозначений. Сведения о стандартных типах Си представлены в таблицах 1 и 2. Через запятую в клетках первого столбца перечислены описатели-синонимы.

Таблица 1. Стандартные целые типы данных Си

Тип данных

Диапазон значений

char, signed char

unsigned int, unsigned

int, signed int, short int, short

2147483648...2147483647

Интересно, что в Си тип charв зависимости от контекста может использоваться как символьный или как целый тип.

Таблица 2. Стандартные вещественные типы данных Си

Замечание. Для написания программ первой части пособия нам потребуются в основномдва типа: float и int .