Оплата        20.06.2019   

История плазменных телевизоров. Первый цветной телевизор

10 мая 1932 в Ленинграде на заводе «Коминтерн» была произведена первая партия советских телевизоров – 20 пробных экземпляров устройства с названием Б-2.
Это дало начало отечественному производству телевизионных приемников, которое имело периоды взлета и падений, успехов и неудач. И сегодня мы расскажем про 10 самых известных, легендарных телевизоров советской эпохи, некоторые из которых до сих пор работают по прямому назначению…
Телевизионная приставка Б-2
1. Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.


2. Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.
Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.
КВН-49


3. В конце тридцатых – начале сороковых годов в Советском Союзе выпускалось сразу несколько моделей электронных телевизоров, частично по американской лицензии, частично собственной разработки, но массовым продуктом они так и не стали – помешала Великая Отечественная война. А первым по-настоящему «народным» аппаратом стал КВН-49.


4. Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.
КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.
Рубин-102


5. В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.


6. Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.
Рубин-714


7. Но все-таки название «Рубин» у нас ассоциируется, в первую очередь, с телевизионным приемником Рубин-714. Он не был первым советским цветным телевизором, но стал одним из самых массовых в стране – за девять лет в 1976-1985 годах было выпущено 1 миллион 443 тысяч экземпляров, из которых 172 тысячи ушло на экспорт.


8.
Рассвет-307


9. Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.


10. Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.
Рекорд В-312


11. Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.


12. Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.
Горизонт Ц-355


13. А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.


14. Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.
Весна-346


15. Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).


16. Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.
Электрон Ц-382


17. Еще одним легендарным производителем телевизоров в УССР был львовский завод «Электрон». В восьмидесятых годах он выпустил сразу несколько популярных на весь Советский Союз моделей цветных телевизоров, самой массовой из которых считается Электрон Ц-382.


18. Электрон Ц-382 выделялся среди других советских телевизоров той эпохи хорошим качеством изображения, высокой надежностью, стильным дизайном и низким потреблением электричества. В том числе, благодаря успеху этой модели, каждый четвертый телевизор в СССР в восьмидесятых годах был производства концерта «Электрон».
Завод «Электрон» и сейчас производит телевизоры под собственной маркой. Правда, их популярность куда меньше, чем в советские времена.
Ровесник


19. Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.


20. Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.

Сегодня сложно представить, что еще каких-то сто с лишним лет назад человечество могло обходиться без телевидения. Такая техника стала привычным членом семьи, развлекая, обучая и информируя остальных домочадцев. В связи с этим интересно будет узнать, кто изобрел первый телевизор.

Предпосылки к появлению телевидения

Очень важно отметить то, что перед появлением самого первого телевизора, было изобретено радио. Здесь мнения по поводу его «отцов-основателей» разнятся: отечественная точка зрения называет имя изобретателя радио №1 А.С. Попова, а за рубежом эту же проблему исследовали Маркони, Тесла, Бранли.

На вопрос, кто же именно изобрел телевизор, нельзя дать однозначный ответ. Далее можно назвать имя Пауля Нипкова. Именно он стал тем, кто придумал специальный прибор - диск, названный его именем. Изобретение произошло в 1884 году. Именно радиосигнал и механическая развертка стали причиной появления телевидения.

Немногие знают, что именно с помощью диска Нипкова получалось построчно считывать изображение и передавать далее на экран. Предприимчивый Джон Берд из Шотландии в конце двадцатых годов прошлого века и разработал первый телевизор, основывавшийся на этом принципе. Созданный проект он стал успешно реализовывать.

John Logie Baird

Лидерство механических телеприемников от одноименной корпорации Baird закрепилось за такими аппаратами вплоть до 30-х годов. Картинка была четкой, но без звука. Однако будущее было предопределено: оно принадлежало электронно-лучевой трубке.

Изобретение и использование ЭЛТ

Мировая тенденция технического превосходства заставляла лучшие умы работать на благо прогресса: работа над изобретением электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) велась во многих странах. Опять же стоит выделить вклад российских ученых - в 1907 году патент на подобную разработку получает Борис Розинг. Но пришел он к этому, основываясь на предыдущих открытиях.

И здесь можно привести краткий экскурс в историю. Можно вспомнить, что еще немец Генрих Герц в 1887 году открыл влияние света на электричество: так появился фотоэффект. Тогда он не смог объяснить, в каком качестве и для чего нужен фотоэффект. Это за него сделал год спустя Александр Столетов, который попытался сконструировать прообраз современных фотоэлементов, когда был изобретен прибор «электрический глаз». После него многие ученые пытались объяснить природу этого явления. К их числу можно отнести и Альберта Эйнштейна.

Важны и иные открытия, повлиявшие на будущее возникновение телевидения. К примеру, в 1879 году англичанин-физик Уильям Крукс создает вещества (люминофоры), способные светиться под воздействием катодного луча. А Карлом Брауном даже была сделана попытка создать будущий кинескоп. Как раз благодаря этому брауновскому кинескопу и смог обосновать теорию получения таким образом изображения уже упомянутый нами Борис Розинг. А в 1933 году его ученик Владимир Зворыкин создал первый телевизор с иконоскопом - так он назвал электронную трубку.

Именно Зворыкина и считают «отцом» современного тв. Даже первый в мире телевизор создавался в его одноименной американской лаборатории (он был эмигрантом, покинувшим страну после Октябрьской революции). А в 1939 году появились первые модели для массового производства.

Это привело к тому, что в дальнейшие годы первые телевизоры активно завоевывало страны Европы - сначала в Великобритании, Германии и так далее. Сначала все изображение передавалось в оптико-механической развертке, но потом, с повышением качества изображения, состоялся переход на развертку луча в электронно-лучевой трубке .

Первые телевизоры в СССР появились уже в 1939 году - их стал выпускать ленинградский завод «Коминтерн». Принцип работы заключался в действии диска Нипкова, а потому такую приставку, имеющую экран 3 на 4 см, надо было подключать к радиоприемнику . Затем требовалось переключить радио на другие частоты - в результате можно было смотреть те передачи, которые транслировались в европейских странах.

Интересно было и то, что такие первые телевизоры могли изготовить все желающие. Специально для этого в журнале «Радиофронт» была размещена соответствующая инструкция.

Регулярная телетрансляция была начата в 1938 году Опытным Ленинградским центром. А в столице телепрограммы стали выходить в эфир примерно через полгода. Интересно, что в каждом из телецентров этих городов использовались разные стандарты разложения, что требовало использования определенных моделей техники.

  1. Для приема передач Ленинградского телерадиоцентра использовалось телеустройство «ВРК» (в расшифровке - Всесоюзный радиокомитет). Это был прибор с экраном 130×175 мм, работу кинескопа в котором обеспечивали 24 лампы. Принцип работы - разложение на 240 строчек . Интересно, что в тридцатых годах прошлого века было выпущено 20 экземпляров подобного устройства. Такая техника устанавливалась в домах пионеров и дворцах культуры с целью коллективного просмотра.
  2. Московский телецентр вел вещание с разложением на 343 строки - это воспринималось приборами «ТК-1». Здесь уже подразумевалось более сложное устройство с 33 лампами. Только за 1938 год их было выпущено 200 штук, а к началу Великой Отечественной войны - 2 тыс. экземпляров.

На этом изыскания инженерной мысли человека не останавливались - должны же были рано или поздно появиться и упрощенные модели. Например, на ленинградском заводе «Радист» в 1940 году был предложен серийный вариант «17ТН-1», который мог воспроизводить программы как телевидения Ленинграда, так и Москвы. Производство было запущено, но до начала военных действий успело выйти всего 2 тыс. штук.

Также можно привести пример упрощенной модели под названием «АТП-1» (Абонентский телевизионный приёмник №1) - он являлся прообразом современного кабельного абонентского телевидения. Его выпускал Александровский завод перед войной.

Когда телевидение стало цветным

Все вышеописанное рассказывает о передаче черно-белого изображения. Ученые же продолжали работать над тем, чтобы оно стало цветным.

Когда же появились цветные телевизоры? Впервые об этом начали задумываться еще во время механических телеприемников. Одни из первых разработок представляет Ованес Адамян, который еще в 1908 году получает патент на умеющий передавать сигналы двуцветный прибор . Нельзя не упомянуть Джона Лоуги Брэда, того самого изобретателя механического приемника. Именно им в 1928 году было собран цветной телевизор, который последовательно передавал три изображения при помощи синего, красного и зеленого светофильтра.

Но это были только попытки. Настоящий скачок в области развития цветного телевидения произошел уже после окончания Второй мировой войны. Раз все силы были брошены на гражданское производство, то это неминуемо привело к прогрессу в этой области. Так и случилось в США. Дополнительной подоплекой стало использование дециметровых волн для передачи изображения.

Это привело к тому, что уже в 1940 году американскими учеными была презентована система «Тринископ». Она была примечательна тем, что в ней были использованы три кинескопа с различными цветами от люминофорного свечения, каждый из которых воспроизводил свой цвет изображения.

Что касается отечественных просторов, то в СССР аналогичные технические разработки стали появляться только в 1951 году. Но уже год спустя и простые телезрители могли увидеть пробную цветную трансляцию.

В 70-е года телевизор стал привычным техническим прибором во многих домах мира. Советское пространство не стало исключением, единственное, что стоит отметить: цветные телеприемники оставались в нашей стране дефицитными практически до конца восьмидесятых годов прошлого столетия.

Прогресс не стоит на месте

Изобретатели пытались улучшить полученный результат - так в 1956 году появился пульт дистанционного управления. Кто создал подобное полезное устройство? Он был разработан Робертом Адлером в 1956 году. Принцип его работы заключался в передаче ультразвуковых сигналов , которые были промодулированы соответствующими командами. Самый первый пульт мог только управлять громкостью и переключать каналы, но и на тот момент это было довольно весомым заявлением.

Что касается инфракрасной версии пульта , то она появилась в 1974 году в результате разработок Grundig и Magnavox. Его рождение было продиктовано появлением телетекста, который требовал более точного управления, а, значит, тогда появились и кнопки. А уже в восьмидесятых годах пульт дополнительно используют как аналог геймпада, ведь тогда и телевизоры стали дополнительным монитором к первым бытовым компьютерам и игровым приставкам.

С появлением видеомагнитофонов появилась необходимость в дополнительном внедрении компонентного видеовхода (кроме уже имеющегося аналогового антенного).

С началом двадцать первого столетия эра кинескопов подошла к концу - начали появляться плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры . А уже к 2010-м годам кинескопные модели были практически вытеснены с рынка плоскими устройствами в формате LCD и PDP. Многие из них могут подключаться к интернету и даже демонстрировать возможности просмотра 3D-контента.

Сегодняшний телеприемник мало похож на своего прародителя - он имеет функции домашнего медиацентра , сохраняя при этом функции просмотра эфирного и кабельного телевидения. И это уже не говоря о самом качестве изображения, передаваемого в стандарте высокой (а в топовых моделях и сверхвысокой) четкости.

Современные модели стали прекрасным дополнением к интерьеру, в них воплощены самые передовые технические идеи — только по способу получения изображения различаются несколько типов телевизоров: кинескопные (с электронно-лучевой трубкой), жидкокристаллические (LCD), плазменные и проекционные. Не за горами переход на телевидение высокой четкости. Все дальше уходим мы от «дотелевизионной» эры. А когда началась эпоха телевидения, и какими они были — первые телевизоры? Для того чтобы это ответить на эти вопросы, нам понадобится вернуться на целый век назад.

22 мая 1911 года профессор Петербургского технологического университета Борис Львович Розинг в своей лаборатории получил изображение геометрической фигуры на экране сконструированного им кинескопа. Это была первая в мире телевизионная передача, хотя запатентован новый «способ электрической передачи изображений» был Розенбергом еще в 1907 году. К 1911 году российским ученым были получены патенты на телевизионное приспособление в Англии, Германии и США. Но понадобились годы, чтобы телевидение вышло из стен лабораторий. Лишь 3 июля 1928 года в США был продан первый в мире телевизор с механической разверткой, изобретенный учеником Б. Л. Розинга Владимиром Кузьмичом Зворыкиным, уехавшим из России в США. Качество картинки оставляло желать лучшего — лишь силуэты да игра теней, но, тем не менее, различить, что именно показывают, было возможно.

В конце 1936 года в США был продемонстрирован первый электронный телевизор. И только в 1937 году (через 26 лет после опыта Розинга!) в Великобритании (в США — в 1939 году), наконец, началось производство телевизоров с электронно-лучевой трубкой — кинескопом.

В СССР первый опытный сеанс телевещания был проведен 29 апреля 1931 года, а 15 ноября 1934 года впервые состоялась телевизионная трансляция со звуком. Промышленный же выпуск телевизионных приемников начался в 1932 году на Ленинградском заводе «Коминтерн». В производство был запущен «телевизор для индивидуального пользователя», разработанный ленинградским инженером А. Я. Брейтбартом. Это был даже не телевизор, а малогабаритная ТВ-приставка к радиоприемнику. В 1933—1936 годах было выпущено более 3 тысяч оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3×4 см. В 30-е годы небольшими партиями выпускалось еще несколько моделей телевизоров, но они не нашли широкого применения.

Многие советские радиолюбители сами собирали механические модели телевизоров. Наконец, в 1938 году на Александровском радиозаводе началось производство электронных телевизоров «АТП-1» (название так и расшифровывалось: «абонентский телевизионный приемник № 1»). В нем использовалось всего 9 ламп, но качество изображения превосходило импортные аналоги! Уже в 1940 году планировался массовый выпуск телевизионных приемников «АТП-2», но началась война, и

В начале 20 века было придумано как показать изображение, а потом как передать с помощью радиоволн телепередачу. Начали выпускать телевизоры, мы посмотрим как дизайнеры и инженеры усовершенствовали телевизионные приёмники с момента создания телевизора и до наших дней.

В США производство телевизоров началось в 1928 году моделью производства механического телевизора от General Electric с названием "Octagon", этот приёмник не пошёл в большую серию и выступал в качестве прототипа.

В Великобритании также был разработан механический телевизор в 1928 году имел название "Baird Model "C".

Аналогичные телевизоры выпустили в Франции 1929 год и СССР 1934 год.

В середине 30 годов 20 го века, были разработаны электронные телевизоры, они имели маленький экран. Такие телевизоры выпускали США, Великобритания, Германия, Франция и СССР.

1940-1945 во время Второй Мировой войны, промышленность перешла на разработку военной техники, разработка телевизионных приёмников была приостановлена.

После войны Европа была занята восстановлением, поэтому телевизоры выпускали только США, Великобритания, одну модель выпустила также Франция. Телевизоры стали меньше по своим габаритам.

1950-1960 телевизоры стали выпускать с экранами диагональю 7-10 дюймов, был разработан принцип передачи цветного телевизионного сигнала, в США начали выпускать цветные телевизоры, телевизоры стали комплектовать дистанционным управлением (телевизор соединялся с пультом кабелем). Выпускать телевизоры стали и другие страны Бразилия, Канада, Чехословакия, Италия, Япония также выпустила свой первый телевизор фирмы Sharp.


1960-1970 телевизоры усовершенствовались если первоначально телевизоры выпускались на электронных вакуумных лампах, после изобретения полупроводников телевизоры стали выпускать с применением транзисторов. Экраны стали большие 25 дюймов.


1970-1980 в этот период произошло постепенное сворачивание производства чёрно белых телевизоров, внимание производителей было обращено не только на техническую сторону, а и на дизайн телевизора.

1980-1990 особо телевизоры не менялись, производители экспериментировали с дизайном, выпускали переносные телевизоры, с технической стороны происходил переход от полупроводников к микросхемам. Корпуса телевизоров начинают делать из пластика.


1990-2000 сокращается количество производителей телевизоров, на это влияет уменьшение потребительского спроса и насыщение рынка телевизорами. Корпуса телевизоров полностью начинают выпускать из пластика. Полноценное управление только с помощью дистанционного управления, благодаря усовершенствованным технологиям (Slim) электронно лучевые трубки стают укороченными, также разработано плоские кинескопы. Появились первые плоские телевизоры изготовленные по плазменной технологии.


2000-2010 в начале 21 века к плоским телевизорам изготовленным по плазменной технологии начали выпускать плоские ЖК телевизоры. К концу десятилетия свёрнуто производство кинескопных телевизоров (CRT). Телевизоры ведущими производителями выпускаются или LCD или плазма.


2010-2015 практически прекращено производство плазменных телевизоров, выпускаются только LCD телевизоры, подсветка экрана производиться не лампами а светодиодами. Телевизоры стали компьютерами имеют возможность выхода в интернет интегрируются в домашнюю компьютерную сеть. Освоен выпуск телевизоров не требующих внешней подсветки OLED телевизоры и телевизоры на квантовых точках. Разрешение если в 2010 в основном выпускались телевизоры с HD и Full HD экранами тов 2015 более половины телевизоров имеют разрешение UHD. Выпускаются телевизоры с изогнутыми огромными экранами до 100 дюймов.

Ответить на вопрос о том, кто изобрёл телевизор, с первого взгляда достаточно сложно, так как история телевизора, как технологии, имела две ветви развития, имеющих в основе себя разные принципы – электромеханический телевизор (механический) и электронный. Зачастую в ответ на подобные вопросы всегда втискиваются экономические, политические и идеологические интересы, от чего всё становится ещё более запутанным. Но всё-таки попробуем более детально разобраться в личностях и персоналиях, которые внесли вклад в развитие телевидения и изобретения телевизора.

Как правило, вы можете встретить следующие фамилии, которым приписывают изобретение телевизора: Бэрд, Розинг, Зворыкин, Катаев, Перский, Нипков, Такаянаги, Фарнсворт. Попробуем разобраться в этих фамилиях и какой вклад каждый из них внёс в изобретение телевизора.

Нипков Пауль Юлиус Готлиб

Техник и изобретатель из Германии. Известен прежде всего тем, что 1884 году изобрёл диск, получивший название «диск Нипкова». Диск позволял механически сканировать объекты, чтобы информацию о них можно было в дальнейшем передать на приёмник. Диск представлял из себя обычный вращающийся круг с отверстиями по спирали. Вращаясь, он позволял считывать объект построчно. Нипков не изобрёл телевизора, но изобрёл важную составляющую для механического телевидения.

Схематическое изображение диска Нипкова

Перский Константин Дмитриевич

Был преподавателем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга, имел звание гвардейского капитана артиллерии. В 1900 году выступил на IV Международном электротехническом конгрессе с докладом «Телевидение посредством электричества», где впервые употребил термин «телевидение» («television»). Так как доклад читался на французском, то многие даже не задумываются над тем, что термин по сути придуман русским. Но Перский не имеет никакого отношения непосредственно к разработке телевизора.

Бэрд Джон Лоуги

К 1920-м годам, когда усиление сигнала сделало телевидение более практичным, шотландский изобретатель Джон Лоуги Бэрд использовал диск Нипкова в своих прототипных видеосистемах. 25 марта 1925 года Бэрд дал первую публичную демонстрацию телевизионных изображений силуэта в движении в универмаге Selfridge в Лондоне. Поскольку человеческие лица не имели достаточного контраста, чтобы проявить себя в его примитивной системе, он транслировал изображение головы говорящей куклы чревовещателя, названного «Stooky Bill», чьё окрашенное лицо было более контрастным. К 26 января 1926 года он впервые презентовал передачу изображения человеческого лица в движении, посредством радио, что считается первой телевизионный передачей в мире. В 1927 году осуществляет первую широковещательную передачу в мире, передавая сигнал между Лондоном и Глазго на расстояние 705 км.

Розинг Борис Львович

Розинг был русским учёным-физиком, педагогом и изобретателем. Он понял тупиковость пути развития механического телевидения, поэтому начал свои исследования с того, что ввёл в систему телевидения безынерционный электронный луч, тем самым открыв альтернативный путь для развития телевизионной связи. Его главная заслуга состояла даже не в том, что он предложил новый способ передачи изображений на расстоянии, который был ещё очень несовершенный, а в том, что этот способ передачи задал вектор развития для всех телевизионных систем будущего, в том числе современных. В системе Розинга не было механических частей. Именно из-за этого факта Розинга следует считать главным изобретателем электронного телевизора. Этот приоритет также закреплён патентом в 1907 году, которые были признаны в ряде ведущих европейских держав, таких как Германия, США, Англия. А в 1911 году Розинг создал прототип кинескопа, который принимал простейшие изображения, что стало первой в мире телевизионной передачей электронного телевидения.

Схема телевизионной системы Б. Л. Розинга, разработанной в 1907 г. Вверху — передающее устройство, внизу — приемная электронно-лучевая трубка.

Кэмпбелл-Суинтон Алан Арчибальд

Алан Кэмпбелл-Суинтон был шотландским инженером-электриком, который являлся основным конкурентом Розинга в области разработки теоретических основ для электрического телевидения. Кэмпбелл-Суинтон, как и Розинг, понимал, что механическое телевидение ограничено в своём развитии из-за ограниченного количества линий сканирования, приводящее к плохому качеству изображения и мерцанию картинки. В 1908 году он написал статью для журнала «Nature», где изложил своё взгляд на «электрическое видение». В том же году он пишет ещё одну статью «Дистанционное электрическое зрение», где излагает принципы, по которым предлагает создавать электрическое телевидение. В 1911 году он выступает со речью в Лондоне, где теоретически описывает систему дистанционного электрического зрения при помощи электронно-лучевых трубок, как на приёмном, так и на передающих концах, которая принципиально ничем не отличалась от схемы Розинга. Правда ему так и не удалось провести успешные эксперименты по созданию такой системы в дальнейшем. В 1914 году он провёл ряд не очень успешных экспериментов в сотрудничестве с Г.М. Минчиным и Дж. К. М. Стэнтоном.

Такаянаги Кэндзиро

25 декабря 1925 года японец Кенджиро Такаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался дисковый сканер Нипкова и электронно-лучевая трубка. Этот прототип все ещё демонстрируется в Мемориальном музее Такаянаги в Университете Сидзуока, в кампусе Хамамацу в Японии. К 1927 году Такаянаги улучшил разрешение до 100 линий, что было непревзойдённым до 1931 года. К 1928 году он первым передал человеческие лица в полутонах. Его работа оказала влияние на более позднюю работу Зворыкина Владимира Кузьмича.

Фарнсуорт Фило Тэйлор

Фарнсуорт является американским изобретателем в области телевидения. Его вклад в заключается в том, что он изобрёл специальное передающее устройство под названием «диссектор изображения», которое делало то же, что и диск Нипкова в механической системе, оно позволяло разбивать изображение на электрические сигналы. Также ему удалось впервые в мире построить полностью электронную телевизионную систему, которую он продемонстрировал в 1928 году в прессе, а в 1934 году он продемонстрировал эту систему общественности.

Диссектор изображения Фарнсуорта

Катаев Семён Исидорович

Катаев был советским изобретателем и учёным, который занимался развитием идей Розинга в практической части. Он был конкурентом другому изобретателю русского происхождения, о котором будет сказано ниже, Зворыкину. Оба изобретателя старались развить идею Розинга о применении ЭЛТ в телевидении. Но трубки бывают разные. Немцы в это время усиленно пытались развивать ЭЛТ с газовой фокусировкой, то есть использовали газ в трубке, чтобы фокусировать катодные лучи. Катаев же пошёл по другому пути и стал разрабатывать ЭЛТ с магнитной фокусировкой. Результатом его работы стал т. н. «радиоглаз» – аналог иконоскопа Зворыкина. Своё изобретение Катаев С.И. протестировал в 1931 году, а в 1933 году получил на него патент в СССР. Позже, когда Зворыкин и Катаев показывали друг другу свои изобретения, Зворыкин отмечал, что радиоглаз по некоторым параметрам превосходит его иконоскоп.

Зворыкин Владимир Козьмич

Зворыкин также был русским изобретателем и учеником Бориса Розинга, правда после революции у него не заладились отношения с новой советской властью, и он эмигрировал в США, где продолжил развивать идеи своего учителя. Зворыкина на Западе считают изобретателем телевизора, но так, конечно, считать нельзя по тем многим причинам, которые мы уже отметили выше, хотя его вклад в развитие телевидения также сложно переоценить. В отличие от Катаева Зворыкин пошёл по пути создания ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Мышление Катаева и Зворыкина было диаметрально противоположным, что и породило такое различие в подходах и изобретениях. Если Катаев, как настоящий теоретик, сначала решил изобрести передающую трубку, а только потом приёмную, то Зворыкин сделал всё наоборот, так как вместо передающей можно было использовать передатчик, построенный по типу диска Нипкова. В 1935 году В.К. Зворыкин получил патент в США на своё изобретение, хотя демонстрации своего изобретения он устраивал ещё в 1926 году. Телевизоры с магнитной фокусировкой до 70-х годов 20-го века были больше распространены, так как долго не удавалось получить не уступающую по качеству ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Но именно с появлением иконоскопа электронное телевидение в полной мере стало реальностью.

ИТОГИ

Как уже писалось выше, следует различать электромеханический и электронный телевизоры. Механический телевизор появился параллельно электронному, поэтому его нельзя считать предшественником, скорее тупиковой ветвью развития. Он был сильно ограничен в увеличении качества и разрешения картинки, в отличие от телевизора с электронно-лучевой трубкой. Поэтому все фамилии, связанные с механическим телевизором, можно исключить из претендентов на изобретение телевизора в том виде, в котором мы его знаем. Таким образом Нипков, Бэрд и остальные не изобретали электронный телевизор.

В интернете часто можно встретить тезис о том, что Катаев подал свою заявку на патент раньше Зворыкина и формально его правильнее считать изобретателем телевизора, однако фактически Зворыкин изобрёл свой иконоскоп раньше, но из-за бюрократической волокиты его патент долго рассматривался. На самом деле это в общем-то неважно, так как оба они были учениками Розинга, а Зворыкин не раз подтверждал приоритет Розинга в изобретении телевидения, поэтому именно Розинг Борис Львович, очевидно, и должен быть назван изобретателем телевизора. Он задолго до всех предвидел будущее электронного телевидения, был активным популяризатором этой идеи.